Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святитель Василий Великий - творения


Василий Великий. Беседа двадцать пятая. О милости и о суде [1]

Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля

Святитель Василий Великий - один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год.  Cербия (Студеница)

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)

***

Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша Бога имети в разуме, предадеих Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны (Рим.1:28-31). А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел и попечению о милости к ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис.1:16.17). И в Законе было много как повелений о том, чтоб не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтоб быть человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого недостаточно к исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу; так не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности.

О тех, которые делают неправду, и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви (Притч.15:8). А о немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй (21:13). Поэтому притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3:9). Ибо, если иамереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносить молитву, как написано: обеты правоходящих приятны Ему (15:8). И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть, и будет расхищение в домах ваших (Мал.3:8.10). Поэтому должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос.12:16). Ибо милостыню и суд любить Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и суд. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненнаго ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим; то лучше было бы и не похищать, и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй, того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию; Господь не сообщник разбойников и хищников Не по тому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыни от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорить: сия, яже ненавидех, твористе: покрываете слезами алтарь Мой, и плачем, и воздыханием (Мал.2:13). От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом, чтоб из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога. Посему хоронио говорить Господь: да не видами будете человеки (Мф.6:1). Если творишь милостыню в той мысли, что видит ее Бог; то остерегайся творить ее из корыстолюбивых видов, зная, что сим не возвеселишь зрителя-Бога. Так будем творить милостыню, чтоб обратно получить ее от Бога. А Бог воздает тем, кого хвалит; и Он не хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь привести дара Богу, если оскорбил брата. Сказано: аще принесеши дартвой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, шед прежде смирися сь братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23.24.). Помни мытаря Закхея, который, положив сперва возвратить четверицею, если чем обидел, потом уже из остального имения отделил половину нищим (Лк.19:8). Он рад, что может принять Христа; и Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь приял правоту Закхея, и сказал: днесь спасение дому сему бысть (9). И это идет к тем, которые творят милостыню, но не заботятся о соблюдении равенства.

А тому, кто остерегается делать неправду, однако же нерадит о милосердии, скажем, что всяко древо, еже не творит плода, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф.3:10), и что такое древо никогда не будет угодно небесному Земледелателю, Который говорит: прежде ища плода на смоковнице, и не обрете, и повелевает срубить ее, чтоб и места не занимала даром (Лк.13:7) Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада; на такового человека изрекается угроза; сказано: аще возопиет ко Мне не получивший назад своего заклада, услышу его: милостив бо есмь (Исх.22:27). Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины; потому что надлежало оставлять сие 6едным (Втор.24:19-21). Если же предписывалось это жившим под Законом: что скажем о тех, которые живут о Христе? Господь говорит им: аще неизбудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете вцарствие небесное (Мф.5:20.). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим; Делая, говорить он, своима рукама благое, да имате подаяти требующему (Ефес.4:28). А желающему следовать за Господом дал Он совет продать все имение на благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но как последователям, Своим и достигшим совершенства, повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом; так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит: дайте, и дастся вам (Лк.6:38). Чрез это же самое обещал им и общение с самим Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: наг бех, и одеясте Мя: странен, и введосте Мене: болен и в темнице, и приидосте ко Мне. Поелику же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: аминь, аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:34.40) Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается общником Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо великое, но если, и малое прюбретя, отдает это, и если только чашею студены воды напоит ученика во имя учителя (Мф.10,42). Ибо что мир называет скудостию учеников то для тебя, богач, есть случай к приобретению истинного богатства. Чрез них делаешься ты споспешником Христовым, питаешь Христовых воинов, и питаешь добровольно, а не по принуждению. Небесный Царь не вынуждает не требует податей, но приемлет усердствующих чтоб подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других к общению временных благ призваны были в общение благ вечных.

Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтоб не пропадало у нас текущее время, чтоб пропустив настоящее, не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о самом Христе и Боге нашем с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Василий Великий, святитель

Святоотеческое наследие

Примечание

1. Подлинник сей беседы и последующей за нею в первый раз издан был в Москве 1775 г. Хр. Фр. Маттеем с рукописи в лист, под № 22:хранящейся в Моск. Синодальной Библиотеке и принадлежащей к XI или XII веку.

***

Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:

  • Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской. Святитель Василий Великий - один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры, монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за помощью в учебе, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая

Акафист святителю Василию Великому:

Канон святителю Василию: Великому

Житийная и научно-историческая литература о мученице Валентине Кесарийской:

Труды святителя Василия Великого:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru