Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Святитель Андрей Критский - творения


Андрей Критский. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста [1]

Память: 4 июля / 17 июля

Святитель Андрей Критский - великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы - канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон,  читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

***

Возлюбленные! Пусть, подобно органу радования, звучат ныне слова и песни наши. Возьмем "псалтирь... с гусльми" (Пс. 80, 3), воспоем Богу нашему, воспоем "разумно" (Пс. 46, 8), – воспоем славу Воздвижения. Покажем, где в Писании явлен образ Воздвижения: может быть, мы узнaем отсюда, как велико и премирно Воздвижение креста – и что не напрасно обретение его празднуется во всей земле по всем Божиим церквам. Итак, воздвигается крест, являющийся из земли, недавно сокрытый завистью. Воздвигается крест (не для прославления: ибо какую бо́льшую славу он может приобрести, когда к нему был пригвожден Христос?), дабы прославлен был Бог, в нем покланяемый и им проповедуемый. Воздвигается крест, дабы с ним вознесен был рог наш. Воздвигается крест, дабы смирить гордого; воздвигается крест, дабы связать крепкого и чрез нас расхитить сосуды его. Воздвигается крест, дабы явилась тщетною зависть иудеев, дабы не сокрывалось погребенное в земле сокровище жизни, дабы мы прияли бисер, который распинатели показали нам против своего желания.

Сокровище жизни не могло оставаться неизвестным до конца, и несчастные, допрашиваемые различными способами и обличаемые своею злобою, не могли укрываться от недремлющего ока. Что же поэтому делает Бог, на кресте и крестом соделавший "спасение посреде земли" (Пс. 73, 12)? – Вложил царице горячее желание, а на них послал страх, смутивший всю их жизнь. Когда они увидели, что не могут воспрепятствовать розысканиям, то, показывая вместо нежелания согласие, открыли многоценное знамение Владыки. А оно выходит из преисподних земли, как бы из некоторого иного неба, подобно солнцу, сияя лучами Владыки. Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, – знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви – крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости, сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой-же это крест? Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника. Таково объяснение таинства.

Впрочем, пора посредством свидетельства Писания соделать достоверным и воздвижение самого креста, как это мы обещали немного ранее. Надлежало тому сокрытому и животворящему древу быть поставленным (как городу на верху горы, или как светильнику на свещнице), дабы оно было видно всему миру. Поэтому-то, конечно, первые из христиан, при общем торжестве всей Церкви, повелели воздвигнуть его на высоту и как бы с высокой башни показать всему собранию. Это же ныне делают принявшие достоинство первосвященническое. Восходя на возвышенное место церкви и воздвигая на высоту сей многочестный и преславный крест, они многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: "се обретено утаенное сокровище спасения! се – печать, которою мы назнаменались! Вот – крест, чрез который мы познаны Распятым! Вот – рог, которым мы "избодем" врагов наших (Пс. 43, 6), в котором мы безопасно избежим сетей противника, – уповая на который, мы будем считать раны демонов стрелами младенцев (Пс. 54, 22). Вот ныне мы видим "живот висящ пред очами нашими" (Втор. 28, 66). Итак, внемлем пророку, который говорит: "возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть" (Пс. 98, 5). Воспоем с Давидом песнь Давидову: "вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя" (Пс. 107, 6), "вознесися судяй земли" (Пс. 93, 2), "да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя" (Пс. 88, 14), "не забуди убогих Твоих до конца" (Пс. 73, 19), "во благоволении Твоем вознесется рог наш" (Пс. 88, 18). Внидем в самый рай Писания, соберем, как цветы, приличные этому времени (изречения), возьмем в руководители пророков, которые предвозвещают Воздвижение креста.

И первый пусть ведет нас Моисей, служитель Божий и законодатель, вознесший медного змия, не затем, чтобы он был прославлен, но чтобы послужил знамением (и ядом меди изображая яд злобы, как на суде, показывал сходство меди со злом). И сам Моисей воздвиг некогда руки (Исх. 17, 11), прообразуя распеншагося Христа и воздвигаемый ныне крест. Уловляя некогда Амалика, Иисус молился: "да станет солнце прямо Гаваону и луна прямо дебри Елон" (Нав. 10, 12), не для того только, чтобы возвестить день креста, в который распрострется "тьма... по всей земли" (Мф. 27, 45), и не для того только, чтобы в сей день сделать достоверною высоту силы Божией и мышцу Его, вознесшуюся над врагами, но чтобы показать и воздвижение креста, и прообразовать восхождение на нем Солнца Славы. И Авраам принес жертву (Быт. 22, 13) во образ таинственного жертвоприношения, но, повинуясь внезапному гласу с высоты, заклал на вершине горы агнца, прообразуя вознесение креста на высоту. Бывшие с Азариею в огне Вавилонской пещи, молясь, некогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся в ней пламя огненное (Дан. 3, 24), воздвижением рук изображая возносимый крест. Иона воздвиг некогда глас (Ион. 2, 2), крестовидно совозвысив руки, и тотчас привлек свышнюю силу, будучи невредимо извержен зверем. Славная Иудифь воздвигла некогда меч над главою спящего Олоферна (Иудиф. 13, 9), прообразуя воздвижение Креста, и соделала спасение Израилю. Даниил некогда во рву львином воздвиг глас к Вышнему, прообразуя воздвижение креста, когда пророк Аввакум, восхищенный в мгновение ока, принес ему пищу (Дан. 14:30–38). А что думает Иеремия, говоря от лица богоубийц: "приидите и вложим древо в хлеб его и потребим от земли живущих" (Иер. 11, 19). И что значат подобные этим слова Исаии, который говорит негде: "яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущим его безгласен. Во смирении Его суд Его взятся. Яко вземлется от земли живот Его... И той грехи многих вознесе" (Ис. 53:7–8, 12)? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши к которому сей хлеб, они не оставили Его прежде, чем вознесли Его на высоту, во свидетельство видящим и во образ настоящeго Воздвижения? Как, в самом деле, назвать это, если не воздвижением и явлением креста, равно как и закланием Агнца, вознесеннoго на крест и пригвоздившeго грехи мира, чем ясно указано на Воздвижение креста?!. Но довольно приводить свидетельства из Писания, предвозвестившиe Воздвижение креста, дабы многие не пресытились словом.

Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: "Бог царь наш прежде век содела спасение посреде земли" (Пс. 73, 12). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется "знамением". И подлинно, что значат слова Давида: "сотвори со мною знамение во благо" (Пс. 85, 17), "знаменася на нас свет лица Твоего, Господи" (Пс. 4, 7), "дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука" (Пс. 59, 6)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: "и тогда явится знамение Сына человеческаго" (Мф. 24, 30), и прежде сего: "род сей... знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка" (Мф. 12, 39; Лук. 11, 29), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: "се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо" (Лк. 2, 34)? Не ясно ли словом "знамение" он указал на крест? Крест называется также "силою", на что указывает Давид: "сказал еси силу Твою в людех Твоих" (Пс. 76, 15), – и "мышцею": "избавил еси мышцею Твоею люди Твоя" (Пс. 76, 16). А что сила Христова есть крест, об этом послушай Павла, который говорит: "слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть" (1Кор. 1, 18, 24). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: "ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою" (Исх. 4:21, 7:3, 9:12), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев не без прообраза креста, на силу всемогущую – содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте; так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду разсеялась вера. Возделав им, как ралом, безплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом) мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающeго: "аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми" (Лк. 9, 23). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство. Им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны: ибо мы веруем, что им и в нем спасаются, и он есть знамение Сына Человеческoго, и в нем, по написанному, "всяка плоть узрит спасение Бога нашего" (Лк. 3, 6), и "воззрятиудеи нань, его же прободоша" (Зах. 12, 10). Мы же, ходящие во свете Его, с ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святoй Троицы, покланяемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрей Критский, святитель

Цитировано по:

Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго

Креста, иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа

Критскаго. / Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Второе полугодие. – СПб.: Синодальная Типография, 1899. – С. 1473–1477

Азбука веры

Примечание

1. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 1036–1046.

***

Молитва святителю Андрею Критскому:

  • Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому. Великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, молитвенности, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия

Житийная и научно-историческая литература о святителе Андрее Критском:

Труды святителя Андрея Критского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru