Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Апология христианства перед исламом


Свадьба по-эмиратски

Ширин - дочь египтянина и британки. Поскольку ее отец египтянин и мусульманин, она также считается египтянкой и мусульманкой, несмотря на то, что росла и училась в Англии и Канаде. По профессии она иммунолог. Она работала редактором научного отдела Economist и долгое время - в аппарате ООН в Нью-Йорке. Ширин пишет, что с профессиональной точки зрения, ее всегда поражала чрезвычайно низкая статистика СПИДа в арабских странах, по сравнению с соседями, Азией и Восточной Европой. И она начала задавать себе и другим вопросы.

Как, в эру массовой миграции и доступности, одна часть мира оказалась практически неуязвимой для СПИДа? Может быть, арабы просто не позволяют себе рискованное сексуальное поведение? Может быть, арабские наркоманы не колются одной иглой, может быть, в больницах нет зараженной крови, может быть в регионе нет "опасного" секса? Чем больше я погружалась в эти проблемы, тем яснее видела разрыв между официальной статистикой и реальностью частной жизни. В то время как множество людей заверяли меня, что СПИД не есть и не может стать проблемой арабского мира, я встречалась с целыми семьями, все члены которых были заражены, и слышала все более настоятельные просьбы - сделать все возможное ради того, чтобы остановить эпидемию. И чем больше я смотрела, тем больше понимала, секс - это тот клин, который вбит между видимостью и реальностью: коллективное нежелание смириться с любым поведением, недотягивающим до брачной сделки - сопротивление, поддерживаемое религиозной интерпретацией и общественным договором.

Современная раскрепощенная исламская молодежь

 

Современная раскрепощенная исламская молодежь

Говоря обобщенно, сексуальный климат в этой части мира весьма напоминает Запад накануне сексуальной революции. И многие из тех подспудных сил, что привели к изменению в Европе и Америке существуют и в арабском мире, пусть иногда и в зародышевой форме: борьба за демократию и личные права, быстрый рост городов и усиливающееся давление на структуры традиционной семьи, ослабление контроля общины над поведением индивида, огромные популяции молодых людей, чем образ жизни и ценности отличаются от родительских, изменение роли женщины, превращение секса в потребительский товар благодаря экономической экспансии и либерализации. И все это подводит к закономерному вопросу: после современных политических конвульсий стоит ли ожидать сексуальных изменений в регионе?

Из-за существенных отличий в истории, религии и культуре, Запад не может быть гидом для арабского мира. Развитие - это путешествие, а не гонка, и различные общества выбирают различные пути. Некоторые пункты назначения, однако, предпочтительнее других. Я верю в то, что общество, позволяющее людям сделать свой собственный выбор и реализовать свой сексуальный потенциал, общество, предоставляющее им образование, инструменты и возможности для этого, и общество, уважающее права других - лучше, чем альтернативы. И я не верю в то, что подобное общество фундаментально несовместимо с социальными ценностями арабского мира, который когда был куда больше открыт полному спектру человеческой сексуальности, и может открыться вновь. И это необязательно приведет к неизбежному столкновению с господствующей в регионе религией: это лишь современные интерпретации ислама, а не сам ислам загоняют множество мусульман и их религию в клетку.

Я все время говорю об "арабском мире" как о некоем коллективном образовании, как будто можно обобщить то, что происходит в 22 странах, с населением в 350 миллионов человек. Несмотря на то, что существуют существенные сходства в сексуальном поведении в арабских странах, есть также и существенные отличия в том, как эти общества занимаются - или отказываются заниматься решением сексуальных проблем. И эти отличия выходят за рамки сексуальности и ясно проявляются в различных траекториях политического изменения, вызванного народными восстаниями этого десятилетия.

И потому, мое внимание концентрируется на Египте, в особенности на Каире, население которого представляет срез социального спектра страны. Оставив в стороне персональную историю, Египет - естественный выбор - потому что это - самая населенная страна арабского мира, потому, что он продолжает сильно влиять в политическом, культурном, экономическом и социальном смысле на регион, и потому, что он занимает важное геостратегическое положение.

На Глобальном Юге был достигнут существенный прогресс в решении проблем сексуальности, и здесь есть впечатляющие уроки, заслуживающие изучения и адаптации египтянами. Я также рассмотрела положение к западу от Египта - в Марокко и Тунисе, и к востоку - в Ливане. Я путешествовала по странам Залива - ОАЭ, катару и Саудовской Аравии. Этот регион существенно влияет на Египет - через прессу, деньги и миграцию. Именно деньги, пресса и миграция имели самое мощное воздействие на то, какую форму приняла жизнь ( в том числе, и сексуальная) египтян.

Свадьба мусульманских странах подобна запуску космического корабля на Луну

 

Свадьба в Египте подобна запуску космического корабля на Луну. Причины матримониальных трудностей египтян подробно описаны в материале "Коксинель, как оружие массового заражения" (по материалам ученой монографии Mass Mediations. New Approaches to Popular Culture in The Middle East and Beyond. Berkley, 1997).

Семьи - горючее для выхода за пределы атмосферы. Моя подруга, успешная бизнесвумен в Каире, комментирует: "Если хочешь выйти замуж, надо ходить в определенные места. Надо ходить по определенным маршрутам. И ты должна быть уверена в том, что выбранный тобою парень - из подходящего брачного материала. И это должно идти через его семью - через его маму, через его теток, через его сестер. Его семья должна знать и твоя семья должна знать. Бардак в этих делах недопустим".

Фаза помолвки начинается после того, как семья публично признает существование отношений и дает паре разрешение проводить время вместе: в случае более либеральных родителей это означает и время наедине друг с другом. Помолвка - достаточно гибкий институт, и я знаю множество женщин, проходивших через него множество раз - без какого-либо ущерба для репутации. Следующей фазой Миссии Супружество является китб аль-китаб (написание книги) - формальная исламская свадебная церемония. Как правило, речь идет о событии небольшого семейного масштаба, в присутствии мадхуна (свадебного нотариуса). И, наконец, дело доходит до фарах - публичной свадьбы. Считается неправильным превратить брачные отношения в реальность спальни в любой точке времени, предшествующей фарах. Тем не менее, множество пар начинают жить вместе сразу после китб аль-китаб.

Одно из главных отличий от прошлого - египтяне женятся практически поголовно (90% лиц в возрасте старше 35 лет связаны узами брака), но теперь это происходит значительно позже. Моя собственная бабушка рассматривалась в качестве "старой девы", когда ей "повезло" и она вышла замуж за дедушку - в возрасте 18 лет. Ее сестры вышли замуж в 16. Их дочери и внучки выходили замуж в возрасте 23-25 лет. Это отражается и в национальной статистике: только четверть египтянок выходит замуж в возрасте до 18 лет - по сравнению с третью поколение назад. Не все этим довольны - девушку-подростка куда легче контролировать, и гарантировать ее пригодность (=девственность) к семейной жизни, нежели молодую женщину, живущую в современном мегаполисе.

Спросите женихов, и вы получите откровенный ответ о причинах сдвига брачного возраста. Владелец одной из своднических контор объясняет: "Проблема теперь в том, что наше общество - очень материалистичное. Деньги - впереди всего. Мы растеряли наши старые принципы". Женихи-претенденты и новые мужья еще более откровенны: "Дело - в семьях молодых леди. Они так глупы! Они просят так много - шабка (драгоценности), они просят золото, они просят бриллианты-солитеры. Плюс квартира, плюс все домашние приборы, плюс муакхар (сумма, выплачиваемая жене в случае развода) плюс махр (денежный подарок жениха невесте), плюс, плюс, плюс".

Ожидания распухали на протяжении последних десятилетий. Те, кто критически относятся к нынешним матримониальным эксцессам, зачастую цитируют хадис, в котором Пророк советует бедному человеку жениться, даже если у того за душой нет и гроша - и предложить в качестве приданного части Корана, которые он знает наизусть. Мой отец, в качестве приданного, дал холодильник и набор кухонных ножей, махр составил 25 пиастров (5 центов в сегодняшних ценах) - эти деньги мать хранит и по сей день. Но то были постные дни расцвета режима Насера, сегодня холодильником и вилками не отделаться.

Средняя стоимость свадебной церемонии в Египте - 20 тысяч фунтов (3 тысячи долларов) среди беднейших слоев населения и около 60 тысяч у богачей. Свадьба - гигантская инвестиция. Семьям бедняков приходится работать библейски важные семь лет, дабы скопить денег на свадьбу.

По мнению египтян, самыми большими препятствиями на пути к женитьбе являются жилье, наполнение его мебелью и различными домашними приборами, а также нахождение работы для финансирования данного амбициозного проекта. Для снятия остроты этой проблемы в Египте были испробованы различные схемы - некоторые финансировались правительством, некоторые - благотворительными организациями, прежде всего, "Братьев-Мусульман" и им подобных. Сюда входят субсидированные групповые свадьбы, которые, однако, в практическом отношении, более привлекают журналистов в поисках колоритной истории, нежели невест в ожидании самого большого дня своей жизни.

Некоторые правительства в регионе, провели настоящую тотальную атаку против холостячества. Примером стали Объединенные Арабские Эмираты. Правительство выделяет "бедному" жениху грант в размере 70 тысяч дирхамов (19 тысяч долларов). Бедным считается индивид, зарабатывающий менее 19 тысяч дирхамов в месяц.

Чтобы понять, как много (вернее, как мало) можно купить на эти деньги, я отправилась на свадебную ярмарку в Абу-Даби.

В событии участвовали сотни фирм - от дизайнеров свадебного платья и ювелиров до кондитеров и специалистов по мейк-апу - все это в закрытом павильоне размером с футбольное поле.

Мой интерес был не только профессиональным, но и персональным - я и мой возлюбленный наконец-то решили пожениться. Тот, кто помог мне разобраться с происходящим на шоу - организатор торжественных мероприятий Carnation .

Речь идет о настоящем бизнес-буме в Эмиратах, в особенности в свадебный сезон - с октября по апрель. Стоимость свадьбы может легко превысить несколько миллионов дирхамов. Стоимость свадьбы принцев правящих семей составляет десятки миллионов дирхамов. Такие события посещают несколько тысяч гостей - и принцы тем самым устанавливают невозможно высокий стандарт - не только для Эмиратов, но и для всего арабского мира.

Даже менее важные свадьбы - большое постановочное дело в Заливе. Свадьбы с 500 гостями считаются "интимными вечеринками". В ОАЭ, все эти гости, и все эти расходы распределяются между двумя отдельными событиями. В то время как в Египте (и в большинстве стран арабского мира) свадьба - смешанный праздник, в котором представители обоих полов свободно общаются и танцуют друг с другом, в Заливе речь идет о раздельных мероприятиях для мужчин и женщин.

Тоже самое существовало и в Египте - во времена моих бабушек. Организаторы свадеб описывают мужскую вечеринку в качестве относительно низкопрофильного события - с одним ужином и местной музыкой. Свадьба для женщин, однако, куда более длительное и роскошное собрание, с тщательно разработанной программой ужина, чередой певцов, доставленных частными самолетами из развлекательных центров - Бейрута и Каира и безумным количеством золота и драгоценностей. На шоу невесты организаторы бьют по чувствам гостей лучшими образцами бордельного дизайна: достаточно золота, кристаллов, украшений, перьев, цветов, позолоты, кружев, бисера и сатина для того, чтобы причинить участникам синдром Стендаля.

По сравнению с этим то, что предлагает Carnation кажется сдержанным и ограниченным. Осама Мисталь, менеджер компании, и я сидим на белой с позолотой по краям кожаной софе. Наши ноги утопают в розовом свечении брошенных на пол шкур, и мы смотрим вниз - на подиум, где вечером состоится парад невесты - после драматически запоздалого прибытия. Важнейшей деталью праздника, несомненно, является платье невесты - и это отражается на его цене (от 35 тысяч дирхамов и выше). В моде - обилие, скрещенное с декадентством: голые плечи, рискованные разрезы, открытые спины. Гости женского пола, в особенности те, что на выданье, также одеты, чтобы убить наповал. Они демонстрирует все свое достояние, понимая, что принимают участие в мероприятии, которое правильнее было бы назвать "ярмаркой невест" и дают будущим свекровям шанс увидеть то, что те могут предложить сыновьям. Женская вечеринка продолжается и после того, как жених увозит невесту в отель, а иногда - и куда-нибудь подальше (в последнее время в качестве места проведения первой брачной ночи агрессивно рекламирует себя Южная Корея).

Мисталь объясняет, что не свадьба сама по себе превращает мужей в банкротов: "Тут тебе и золото, и платье, и мебель, и дом, подарки невесте в период помолвки - дорогая косметика, часы, платья… так много способов потратить деньги". Залив открывает для себя полную силу глобального капитализма, и потому никого не должно удивлять то, что статус отныне связан с имуществом, и свадьбы превратились в фестивали экстравагантного потребительства. Мисталь делится наблюдениями: "Там, где вы - Запад, были 20 лет назад, мы находимся сейчас. 20 лет назад, что детям нужно было? Они ходили в школу и возвращались домой. Теперь им нужна отдельная комната, лэптоп, игры и мобильный телефон. Теперь так много требований. И их становиться все больше и больше".

40 лет назад, когда ОАЭ и другие страны Залива только оседлали волну нефтяного благоденствия, свадьбы были чем-то гораздо более простым и скромным - главной заботой было накормить бедных членов племени. Некоторые из этих традиций сохранились. Свадьбы, может быть, переехали из шатров в пустыне в пятизвездочные отели, но верблюд все еще в меню - только теперь вам нужен целый караван для того, чтобы накормить легион гостей.

Не свадьбы, но сами невесты, в первую очередь, являются смесью нового и старого. Возьмите мою знакомую Аннус. Ей 22 года, она только что вышла замуж - но после окончания университета. Это было большой редкостью в поколении ее матери - тогда замуж выходили подростками и к возрасту Аннус уже имели несколько детей. Сегодня, однако, в ОАЭ гораздо больше женщин с высшим образованием, чем мужчин. Аннус объездила весь мир, говорит на прекрасном английском, знает все о моде в Заливе и на Западе. И, несмотря на это, отец подобрал ей жениха - дальнего родственника, которого она видела до свадьбы лишь один раз. Ее сестра вышла замуж за кузена, которого увидела впервые на свадьбе. И в этом нет ничего необычного . Исследования показывают, что браки, спланированные родителями остаются нормой в ОАЭ. Финансовые и социальные выгоды того, что "все остается в семье" перевешивают известные медицинские риски - ведь речь идет, как правило, о браках между двоюродными братьями и сестрами.

Аннус утверждает, что счастлива с выбором отца: "Если он из вашей семьи, вы чувствуете, что все ОК. Если же он женился "по любви", он потом разведется. Есть женщины, которые вышли замуж по любви. Но это проблема в нашей культуре. Если муж - родственник - все будет лучше".

Несмотря на это, женщины сегодня куда более разборчивы, чем это было в прошлом. В исламе у женщины есть право отвергнуть жениха - хотя она не всегда и не везде может им воспользоваться. Моя знакомая Сальва - пример. Она отказала толпе потенциальных женихов. Она ждет "правильного" человека. Его характеристики: моральный, уважаемый, упорно работающий, вежливый (так принято называть молодых людей из хороших семей), и, определенно, не женатый на другой женщине. Это - важный пункт, из которого в обществах Залива есть существенные исключения. В последнее время наметилась тенденция среди работающих женщин, делающих карьеру, становиться второй женой. Это дает им все привилегии брака, оставляет возможность работать, и сваливать все домашние хлопоты на жену номер один. Но Сальва не принадлежит к этому кругу, и ее разборчивость, по мнению некоторых - отражение причин тяжелых демографических проблем Эмиратов.

Коренное население ОАЭ - исчезающий вид в своей собственной стране: более 80% ее населения - иностранцы, импортированные для того, чтобы страну создать. В то время, как по плану иностранные рабочие должны были строить небоскребы и автострады, они начали строить и семьи - и 20% мужчин из Эмиратов сейчас женаты на иностранках - гражданках азиатских и арабских стран. 10% эмиратских невест выходят замуж за иностранца, но эта цифра постоянно растет. Этому помогает недавно принятый закон, согласно которому мать может передать гражданство - и все привилегии, связанные с ним - детям.

Официально, вину за феномен браков с иностранцами возлагается на озабоченные статусом семьи невест, занятые организацией "свадьбой столетия" и созданием семейного очага на века. И потому женитьба стала частью борьбы за сохранение национальной идентичности и против кажущейся фрагментации семейной жизни. Но, как показывает пример Сальвы и тысяч других, в этом процессе участвует и другие силы - и их не одолеть любым количеством денег.

Постскриптум - 01.05.2013.

***

Читайте по теме:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru