Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Книга Максима Степаненко


Критерии честности человека

Как понять, что ты сам стал честным человеком? Как понять, является ли собеседник честным человеком? Для этого не нужно быть знатоком мимики и поз… Есть простые критерии честности человека. А какая лживость характерна именно для религиозных людей? И каковы ее причины? Как врут и лицемерят священники? Человеческие религиозные шаблоны, и почему верующие люди готовы убивать и унижать критиков этих шаблонов? Как по темному и манипулятивно защищают верующие свои религиозные шаблоны?

Господь Вседержитель (Пантократор). Икона

Господь Вседержитель (Пантократор). Икона

***

Итак, продолжаю выкладывать в открытый доступ свою книгу "Как вырасти из маменькиного сынка до мужчины и не стать подкаблучником. Церковь феодалов и подкаблучников". Выкладываю, правда, с дружеской просьбой, и она - тут.

Эта книга только для мужчин. Она не рассчитана на женщин. О чем книга? Мужчина должен познать истинную суть женщины и Иуды. Мужчина, который этого не понимает, рано или поздно потерпит крах: его обманут и женщины, и Иуды. Из этого вытекает то, что мужчина не должен сделать: подчинить себя блуднице - женщине лживой, лицемерной, глупой и страстной (они же предательницы и вредительницы мужчине); предать свою суженную, или как говорится в Писании - жену, предназначенную от вечности (она же жена-помощница). И наконец, мужчина не должен сам стать Иудой для отца, своих товарищей и учителей.

 ***

"Мерзость пред Господом – уста лживые,

а говорящие истину благоугодны Ему"

Прит.12:22

 

Честность и, прежде всего, честность пред самим собой, является первым шагом становления мужественности, товарищеского духа и избавления от подкаблучничества.

Без честности мужчина не сможет найти честную жену, а найдёт лукавую блудницу. Без честности мужчина не сможет стать добрым главой семьи, способным вести к совершенству и жену, и детей. Без честности не будет крепкой семьи. Без честности не могут эффективно работать товарищеские коллективы. Без честности между собой мужчины не станут победителями в войне. Без честности нельзя услышать и увидеть Бога, и войти в Царствие Небесное после смерти.

Однако мало сказать – будь честным, ибо найдется немало людей, которые искренне считают себя честными, но в реальности это лицемеры и лжецы, при этом обманывают они в первую очередь всего самих себя! Поэтому нужны критерии (критерий), прежде всего, для самого себя, чтобы понять: да, я действительно стал честным.

Ложь=грех

"... да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фесс.2:12).

Небезызвестное древнерусское слово, как мы видим из словаря, имело три основных значения ложь (лживость, лицемерие), глупость и похоть. Ложь, глупость и похоть – это взаимосвязанные состояния. Если Вы видите лживого человека, присмотритесь и обнаружите, что он глуп и с большой долей вероятности – блудник. Видите блудника – можно не сомневаться в его глупости и лживости. Почему глупые люди всегда лживы? Потому что причина глупости – именно их лживость. Глупец, который считает себя умным человеком, никогда не поумнеет. Нельзя вылечить больного, который считает себя здоровым.

Подчёркиваю: все блудники являются отъявленными лжецами. И, к сожалению, в блуде и прелюбодеянии живет практически вся России. Это диагноз и нам: "…род лукавый и прелюбодейный" (Мф.12:39). Именно поэтому у нашего народа и государства уже не будет "светлого будущего", мы стали на путь гибели уже невозвратно.

Но рекордсменами по лживости являются не прелюбодеи, а наркоманы, это лжецы как минимум в кубе.  Во-первых, потому что наркотики –  химические искусственные суррогаты удовольствия, в противоположность, тому естественному удовольствию, получаемому от половых отношений, еды, отдыха или от творчества. Во-вторых, наркотики запрещены: их производство и распространение являются преступлением, всегда сопряженным с большой ложью. В-третьих, чаще всего добыча денег на наркотики сопряжена с ложью и преступлениями.

Вот Вам и первый критерий честности – человек не нарушает заповеди Божии. Если человек живет в смертных грехах (см. десять заповедей), если человек глуп и некомпетентен, он обязательно лжет, и рано или поздно можно столкнуться с его ложью, лицемерием и предательством. "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин.3:4)

Лживость религиозных людей

Да, тяжкие грехи и преступления порождают большую ложь, но врут и лицемерят люди, которые по факту не совершают смертных грехов и даже живут формально праведной жизнью.

Лживость религиозных людей

Здесь стоит рассмотреть лживость и лицемерие религиозных людей. Есть лживость, как сообщение неправды вообще, а есть разновидность лжи самому себе и о самом себе другим. Это называется лицемерием. Бывает лицемерие осознанное, когда человек ведет двойную жизнь, и чтобы прикрыть ее тёмную сторону, надевает маску праведника. Но чаще всего встречается искреннее лицемерие, в котором человек не осознает двойственность своего поведения.

Большим заблуждением является то, что верующие люди являются самыми честными людьми. Предполагается, что верующие люди имеют "страх Божий", благодаря которому они бояться делать грех и врать, они также ещё и регулярно исповедуются…

Увы, за 17 лет службы в Церкви, видел в ней беззакония и несправедливости больше, чем в государственных организациях. Увы, ни вера, ни чтение Священного Писания, ни участие в Таинствах, в частности в Исповеди, автоматически не делает христианина честным.

Что такое религиозное лицемерие, описано в 23 главе Евангелия от Матфея, где Господь укоряет именно еврейскую религиозную элиту, их тогдашних праведников, а не мытарей и блудниц:

"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Мф. 23:1-34).

Если Вы думаете, что это написано только о вымерших древних евреях, то вы ошибаетесь – это всё актуально и для христианского духовенства и монахов, и тем более мирян.

Нельзя относить к честным людям и вообще всех верующих вне зависимости их верования и организации. Искажения веры, например, в сектах – это ложь. "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…" (Рим.1:25). В этой же главе послания к римлянам показана взаимосвязь между ложными верования и безнравственным поведением верующих.

Может ли быть честным верующий, который исповедует ложную веру, не имеющую никакого отношения к настоящему Божественному откровению? Нет.

***

 "…сыны мужей - ложь" (Пс.61:10)

Абсолютно честных людей, увы, нет.

"Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного" (Пс. 11:2-3)

"С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь" (Пс.57:4).

"Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты" (Пс.61:10).

"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Иоан.1:8).

"…потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23)

Поэтому обретение честности для человека - бесконечный многоступенчатый процесс, но он обязателен для того, чтобы оказаться в Царстве Небесном: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

Ад, огонь вечный, уготованный изначально диаволу и его англам (Мф. 25:41), еще и место всех укоренившихся во лжи людей! "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

***

Итак, говоря о честности, говорю об "относительной" честности как о постоянном стремлении к идеалу. Есть лживость, которая разрушает человека, вызывает необратимую деградацию. Такая ложь недопустима. И есть "тонкая" человеческая лживость, которая терпима, и не вызывает явную деградацию человека: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти" (1Ин.5:17), но это не значит, что даже такую ложь следует как-то совестью оправдывать.

***

Что нужно для обретения честности? Каковы шаги к честности?

Поскольку пишу, прежде всего, для неверующих и маловерующих товарищей, не буду описывать, что такое покаяние в чисто христианском понимании, и как нужно каяться. Об этом можно прочитать тут:

***

***

Шаг первый. Выбор образца правды и неправды, выбор авторитета, с помощью которого, человек будет оценивать свои и мысли, слова и действия. Для меня, как христианина, выбор такого образца и авторитета очевиден и бесспорен – это Библия, которая является словом Божиим:

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Пет.1:21)

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16).

Если читатель полагает, что нравственность Нового Завета устарела, что можно оскорблять родителей, блудить до брака, изменять в браке, насиловать, вступать в гомосексуальные связи, совокупляться с животными, воровать, убивать младенцев абортами, убивать взрослых по своей прихоти, завидовать и лгать – можно дальше не читать эту статью. Никогда все эти дела, особенно так ныне популярные блуд и измены не приносили счастья человеку, горькие плоды всего этого люди рано или поздно пожинали уже при жизни.

Однозначно не следует выбирать в качестве мерила правды самого себя.

Шаг второй. Нужно осознать без оправдания (!), что творимое тобою есть недопустимые неправда, непотребство, ложь и грех. Осознание своих грехов и оправдание (!) их – это путь в самую тяжело искоренимую лживость, в лицемерие.

Шаг третий. Нужно исповедать самому себе, не только действия и совершенные грехи, а обозначить свою сущность. На исповеди люди сообщают священнику совершенные греховные действия: воровал, лгал, блудил, завидовал, оскорбил родителей…

Себе же самому нужно сказать не "воровал", "лгал", "делала аборты", "матерился", а: "я ... богоотступник, вор, лжец, убийца, сквернослов, завистник, блудник или прелюбодей, содомит и т.п." Это необходимо для того, чтобы сознание лицемерно не разделило свою сущность и свои действия, ибо действия человека исходят из его сущности.

Можно быть бывшим грешником? Бывшим убийцей? Убив ребенка абортом, женщина навсегда остаётся убийцей. Украв, что-то либо, человек навсегда остаётся тем, кто воровал – вором. Разве бывают бывшие пьяницы или наркоманы?

Да, есть грешники, живущие во грехе, и есть грешники, покаявшиеся во грехах, и СТАРАЮЩИЕСЯ более не делать греха. Но бывших грешников нет! В православных покаянных молитвах нет таких прошений "помилуй меня бывшего грешника", но есть "помилуй меня грешного", т.е. лгуна, вора, блудника, убийцу и т.п.

Великий апостол Павел не пишет о своих грехах и своем состоянии как о чём-то прошлом: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15), т.е. я тогда, сейчас и в будущем остаюсь первым грешником, хотя после покаяния он начал великую подвижническую жизнь.

Всегда нужно помнить, кто ты: "…ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Пс.50:5).

Шаг четвертый. Принимать обличения от других. Всегда лучше видны чужие грехи, чем свои. Вот и пользуйтесь услугами других, лучше умных:

"Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает" (Прит.10:17) .

"Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения" (Прит.13:1).

"Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет" (Прит.15:10).

Лживые же люди терпеть не могут вообще никаких обличений: "Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет" (Прит.15:12).

Шаг пятый. Честно посмотри на своих родителей. Чужие грехи и лживость видны лучше, чем свои. Поскольку яблоко от яблони недалеко падает, вы обязательно обнаружите недостатки своих родителей в самом себе. И это не есть хамов грех. Хамов грех – это выставление греха родителей напоказ иным людям, не свидетелям греха родителей, это насмехательство над грехами родителей, это унижение родителей за их грехи.

Зачем Давид в своей покаянной молитве о своих грехах, говорит вот это: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс.50:7)? Тут дан ответ на причину появления в человеке греха – родительское поведение и воспитание (или его отсутствие): "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5:12). "...и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1 Тим.2:14).

Человек должен это понимать, ибо потом сам станет родителем, и, увы, передаст свое несовершенство и греховность своим детям.

Шаг шестой. Анализируйте все свои обиды, которыми вы реагируете на обличения или даже злоречие в свой адрес. Если человека обличили несправедливо, лживо, он не обижается. Может профессор обидеться на обвинения, что он тупица? Если человека обличили справедливо, и он честен, то легко признает обличения и согласится.

Если человек обиделся на обличения, и тем более озлобился, рассвирепел, то это значит только одно: обличение правильно, но человек лжив и скрывает эту горькую правду от самого себя.

Шаг седьмой. Смотри, за что ты сам обличаешь людей, точнее за тем, что тебя раздражает в других людях, подчеркиваю, именно раздражает. Именно раздражение (!), подчеркиваю, раздражение и озлобление, делами людей, как правило, является следствием вот этого описанного лицемерия:

"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? (Рим. 2:1-3).

При этом то, что человек раньше делал какой-то грех, не значит, что он не должен это грех обличать и делать обратное тому, что сам когда-то делал. Это не будет лицемерием при честности человека. Это будет реализация товарищеской помощи – помог себе сам, помоги другим.

Например, священник Григорий Григорьев в свое время был алкоголиком, сейчас полагает все силы на помощь в излечение от алкоголизма. Немало когда-то употреблявших наркотики людей сейчас помогают реабилитировать наркозависимых.

По молодости автор много врал, бывало, говорил просто чудовищную ложь. Признаю, что лжец. Знаю на своей шкуре, к чему приводит лживость, поэтому сейчас полагаю немало усилий для того, чтобы учить других честности. Это есть плод моего покаяния: "Сотворите же достойные плоды покаяния" (Лк.3:8).

Мои статьи, прежде всего, к тем, кого в детстве не научили, что такое хорошо, а что такое плохо. Для тех, кто сознательно выбрал грех и ложь, понимая, что это грех и ложь, мои статьи, и вообще какие-либо нравоучения бесполезны. Они лишь будут вызывать озлобление.

Продолжу. Кто крал, должен начать трудиться честно, и при этом помогать от плодов праведного труда другим: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф.4:28). Вот это плод покаяния для воров. Смотри также: "Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк.19:8).

Мало покаяться, мало признать свой грех, нужно начать делать обратное от когда-то делаемого греха.

***

Обличение не есть осуждение!

Добавлю, что марсиане, кои захватили нашу Церковь, особенно в нынешнее лукавое время, либо навязывают равенство между обличением и осуждением, ибо извращают понимание осуждения и обличения. Например, учат, если сказать "ты воровал", "ты совершил блуд" – это обличение, а если человека назвать вором и убийцей, то это осуждение. Безумие охватывает христиан! Разве убивший, не есть убийца? Разве укравший не есть вор?

Справедливое обозначение человека вором, блудником, убийцей, мужеложником – это обличение, а вот высказывание о наказании человеку, это уже есть суд: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" (Ин.8:5). Вот о чём идет речь! Вот этому был положен конец у христиан.

Можно вспомнить: "Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2:13). Именно поэтому "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:1-2) или "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6:14). Суть всех эти заповедей: прости другим грехи против тебя, Бог простит и твои грехи. Но из этого никак не следует, что христиане не должны обличать грехи!

Запрет суда имеет и такое значение: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13:24-30).

Огромное количество грешников должны быть убиты по ветхозаветному закону, но они не были убиты в христианском обществе, со временем пришли к покаянию и самые поражённые горькими плевелами колосья, очистились и стали сладкою пшеницею, принесшей множество добрых плодов – смотрите святцы.

Обличение является обязанностью христиан: "…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11) или "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф.5:13).

Вот толкование блаженного Феофилакта Болгарского на эти слова: "Пророки посылались к одному народу, вы же - соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас… Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению".

***

Критерии честности

Каковы критерии того, что человек стал честным? Их несколько.

Радость

После полного и истинного исповедования и признания правды о самом себе наступает радость. Именно радость. Радость – признак того, что человек изжил в себе лицемерие, он понял, кто он и честно принял эту правду о себе. Ключевые слова обретения честности "понять" и "признать".

"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4:4).

"Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами" (2Кор.13:11).

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр.12:11).

Правдивость о самом себе – это первая таблетка, с которой начинается выздоровление, разве не подобает больному при определении диагноза и началом лечения начать радоваться?

Если после исповедования самому себе правды происходит агрессия (ненависть) к самому себе, это означает, что человек еще не расстался с лживостью и лицемерием.

Если после исповедования самому себе правды происходит уныние и депрессия, это означает: человек, либо что-то от себя скрывает и не хочет это вытаскивать наружу и признавать, либо хоть и формально признал нечто, но лицемерно этого не хочет примерить к своей сущности.

Немало самоубийств происходит в контексте разоблачения человека или угрозы разоблачения или осознания правды, но не желания это признать себе и особенно другим. Примеры таких самоубийств широко показаны в кинематографе. Смотрите поведение старпома, устроившего провокации и бунт в недавнем фильме "Ледокол".

"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10).

Резкий рост житейской мудрости и понимания людей

После обретения честности как будто раскрываются ум и глаза, начинаешь видеть то, чего раньше не видел, понимать то, что раньше игнорировал.

И тут всё просто. Человек может видеть в людях то, что в нём есть самом, и худое и плохое. Об этом я уже писал:

Честный человек правдивостью превращает свой ум в чистую линзу, через которую он и начинает в усиление видеть свое окружение.

Лицемерные люди, скрывающие от себя самих свою лживость и недостатки, не видят этого и в других. Поэтому лживые люди не понимают, когда их обманывают. Поэтому по закону подобия лживые сходятся с лживыми, воры с ворами, блудники с блудниками, содомиты с содомитами, отчего все они начинают страдать от себе же подобных: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33).

Честный человек, который видит и свои недостатки, и свои добродетели, хорошо замечает все это и в людях.

За честностью всегда следует желание меняться и учиться. Поэтому честные люди начинают умнеть и житейски, и профессионально.

Желание стать лучше, желание учиться

Одной из форм лицемерной псевдочестности является "честность проституток". Проститутки понимают, что они шлюхи, ведущие мерзкий образ жизни, но… ничего не делают, чтобы изменить себя и свой образ жизни к лучшему: "Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою" (Прит.26:11).

Человек, обретший истинную честность, решительно начинает менять себя и свою жизнь к лучшему. "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф.5:48) – этот призыв Господа может услышать только честный человек.

Адекватность восприятия чужих слов

Это важный критерий, на который можно уверенно ориентироваться при переписке и общении с незнакомыми людьми в социальных сетях. Этим мне нравится переписка. Всегда с интересом наблюдаю, как люди воспринимают в переписке или комментариях чужие "мертвые" слова, за которыми не видны мимика, эмоции и интонации человека. В таких случаях происходит по известной поговорке "Всякий судит по мере своей испорченности".

Лживое сознание всегда искажает, получаемую информацию, особенно если эта информация способна как-то обличить лживого человека.

Приведу несколько примеров, при этом буду использовать примеры переписки священников. Это будет полезно и для отрезвления от нашего православного попизма. К сожалению, многие все ещё думают, что раз человек священник, то он честнее и умнее Папы Римского…

Пример первый – ответ мне одного весьма известного и уважаемого священника:

"Вот, Максим Валериевич, ничуть не удивлен Вашим ответом, он 100% предсказуем для человека в Вашем духовном состоянии. Вы, как и все любители обличать, сами стерпеть не можете обличения, даже выраженного в мягкой и вежливой форме. Защищаетесь посредством нападения. Если я посмел Вас критиковать, то значит, "скурвился"".

А что же прежде написал я ему на его стене?

"А если копнуть еще глубже – Православная Церковь начала падать в миссионерский штопор уже 1000 лет назад, когда огромная территория Византийской империи потеряла миллионы (!) христиан, замещаемых, уничтожаемых, обращаемых мусульманами. Русская Православная Церковь в ХХ веке разом потеряла почти 50 млн. (!) христиан к 1940 году. Такой катастрофы не знала ни одна религия и секта в мире. За сто лет Японская Православная Церковь потеряла 2/3 своего состава, и сейчас составляет всего 10 тыс. человек. Почему? Как на эти вопросы отвечает Ваша просветлённая совесть? И что делать? Вместо того, чтобы отвечать на эти фундаментальные вопросы Вы бодаетесь с…. Вы критикуете новый катехизис, но даже не рассуждаете, что его породили не несколько некомпетентных человек, а системные проблемы в Русской Православной Церкви. Мой опыт показывает, что если миссионер, священник не видит системных проблем, то это значит, он где-то скурвился, где-то допустил серьезное каноническое преступление и даже не одно, позволил порочной системе подмять себя. Покопайтесь в совести".

Адекватное восприятие слов других порождает умение находить правду, науку, пользу везде и у всех; при этом отвергать ложь, неправду и искажения человека, а не самого человека.

Шаблонность мышления и лицемерие

Почему происходят подобные извращения смысла слов других у людей? Рассуждения на эту тему – не банальная попытка кого-то поставить на место или отомстить. Это общая проблема религиозного сознания, порождающая ереси, суеверия, невежество, расколы и т.п. Понимание того, почему происходят извращения смысла слов других у верующих людей –  важный теоретический вопрос эффективности миссии, катехизации и вообще любой проповеди.

Нам пастыри много говорят о недостатках атеистического сознания, однако у чисто религиозного сознания, оказывается, также полно недостатков.

Религиозное сознание всегда шаблонно и статично. Любое религиозное сознание – будь то сектантов, будь то православных христиан, или мусульман. Религиозные люди практически не думают в смысле думать для открытия или создания чего-то нового, как креативность. Новое оказывается для любой религиозной традиции очередной ересью, сектой, или, на худой конец, "поганым" обновленчеством и модернизмом: "…зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Мф.15:2).

Шаблоны религиозного мышления евреев были настолько "железны", что они уже готовы были убить Христа, который исцелял больных людей в субботу: "И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его" (Мк.3:2). Эти шаблоны подавляли ум, который в таких ситуациях должен был размышлять: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:32-34).

Вы думаете, этого не происходит у православных христиан, тех, которые почитают Сына Божия – Великого разрушителя религиозных шаблонов и стереотипов? Ха! Всё это есть и у нас! Наше безумие, вызванное подавлением ума человеческими религиозными шаблонами, местами превосходит иудейское безумие того времени.

Из-за шаблонности мышления религиозное сознание порождает сектантский тип мышления. Увидя в проповеднике некий изъян, их возмущающий, входящий в конфликт с их шаблонами (кстати, часто лже-православными, лже-христианскими, человеческими шаблонами) носители этих шаблонов прекращают общаться, изучать поучения этого человека вообще.

Выстраивается ещё один шаблон мышления, порочный шаблон – я слышу нечто новое, противоречащее моим прежним знаниям – так может мыслить только сектант, еретик, проклятый модернист, значит, всё это нужно полностью отвергнуть, как и человека, сказавшего все это Анализировать, фильтровать, отсеивать полезное и бесполезное не нужно, отвергать нужно всё.

Именно это порождает один из ведущих, порочных механизмов защиты верующим человеком своих религиозных шаблонов, своего сознания от когнитивного диссонанса – через духовно-нравственную дискредитацию оппонента.

***

Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

***

"Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34)

"И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем (Мф. 13:54-57)

Что делали с пророками и апостолами евреи, когда Слово Божие, изрекаемое через них, входило в конфликт с их религиозными шаблонами?

"Кого из пророков не гнали отцы ваши?" (Деян.7:52)

"Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город" (Маф.23:34)

"Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их" (Деян.5:40).

"И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим" (Деян.14:19).

У выше обозначенного иерея имели место шаблоны, по которым я болезненно прошёлся в своих комментариях. И вот он профессионально начал защищать свой шаблон привычным для религиозных людей способом: "Вот, Максим Валериевич, ничуть не удивлен Вашим ответом, он 100% предсказуем для человека в Вашем духовном состоянии. Вы, как и все любители обличать, сами стерпеть не можете обличения, даже выраженного в мягкой и вежливой форме".

Если человек глупец, сектант, находится в неком неправильном духовном состоянии, его слова можно не слушать, не анализировать, не думать над ними: "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34). И всё – любимый шаблон спасён! Думать о нём, доказывать самому себе, правильно ли ты мыслишь, не нужно.

Вынужден согласиться с неврологом Сергеем Савельевым: шаблонное схематическое религиозное мышление позволяет экономить энергетические ресурсы головного мозга. Такое мышление позволяет верующим людям не думать, не рассуждать, не напрягать мозг. Зачем? Вот канон, вот Священное Писание, вот уже готовое изречение Святого Отца.

Часто это бывает очень полезно, к чему выдумывать велосипед, когда можно применять схемы поведения, которые предложил человеку Сам Бог. Но чем старше религиозная традиция, чем больше там появляется шаблонов, которые установлены не Богом, а человеками. И именно эти человеческие шаблоны, предание старцев, или того свое личное  искаженное понимание веры, рьяно начинают защищать верующие.

Закостенение в шаблонности приводит к подобному: "От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:32-34), когда верующее начинают сопротивляться уже "нешаблонному" Богу, пытающемуся разрушить человеческие религиозные шаблоны: "Кого из пророков не гнали отцы ваши?" (Деян.7:52)

Привычка не думать, а оперировать шаблонами, приводит к тому, что чем старше становится священник, тем скучнее становятся его проповеди, хотя вроде бы с каждым годом растёт его духовный опыт и знания. А знания как раз и не растут. Зачем что-то изучать новое, если хватает старых шаблонов?!

Еще примеры.

Вот слова священника Сергия Дудина, сотрудника Миссионерского отдела Томской епархии:

"Максим Валерьевич Степаненко, опытно не пройдя азов правильного аскетического делания, не имеет правильного духовного потенциала и поэтому совершенно не способен быть настоящим православным миссионером. Он на всё смотрит через призму своего горделивого лилипутского лжедуховного устроения. Он подобен некоему бубну звенящему, но не органу Духа Святаго. Познать Христа (по Силуану Афонскому) возможно только Духом Святым. Весь православный церковный духовный опыт построен на утверждении, что степень покаяния и смирения человека прямо пропорциональна его приобщению Духу Святому. Сея фундаментальная парадигма церковного учения совершенно неведома Максим Валерьевичу Степаненко, и именно поэтому он совершенно не знает Господа Иисуса Христа. И все статьи, все возмущения Максима Валерьевича Степаненко - безблагодатны, они пустышка в своём существе".

Священник применил очень старую технологию: "Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца" (Пс.63:7). Иерей Сергий Дудин использует всё тот же древний шаблон фарисеев и законников: "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34).

Сей иерей обстоятельно разговаривал со мной только один (!) раз, у меня дома, когда привез мне в подарок книги Игнатия Тихоновича Лапкина. Исповеди у меня не принимал. Откуда у него такое глубокое понимание моего душевного и духовного состояния? И каким харизмометром он измерял мои статьи? Но важно тут другое, для чего он меня пытается периодически дискредитировать?

Ваш покорный слуга является редактором миссионерско-апологетического проекта "К Истине", который входит в десятку самых популярных религиозных ресурсов рунета, и в десятку самых популярных православных сайтов. Каждый год пишу по 40 – 70 статей. В 2017 году именно мои личные публикации посетители просмотрели более 260 тыс. раз.

Сергий Дудин – священник, был даже преподавателем Томской духовной семинарии, ныне сотрудник Миссионерского отдела. Согласитесь, статус обязывает его активно заниматься проповедью, в том числе и через написание апологетических, миссионерских и нравственных статей. И каковы его успехи на этом поприще? Никаких. В лучшем случае одна статья в год на совершенно заброшенном сайте "Томская миссия".

Честный, нелицемерный христиан, осознавая свои недостатки или даже полную бездарность, чтобы это как-то исправить, обращается за советом к старшим, опытным и искусным товарищам, научается от них, и через это усерднее служит Господу и людям: "…посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью" (Мф.25:27).

Но это может только честный и нелицемерный христианин. Ибо нужно признать свою глупость, бездарность, неумение писать интересные для людей статьи. Это какой удар по гордыне и тщеславию священника, да ещё и преподавателя семинарии! Вот он и включает этот старый фарисейский прием защиты: "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34).

Степаненко "…не знает Господа Иисуса Христа. И все статьи, все возмущения Максима Валерьевича Степаненко - безблагодатны, они пустышка в своём существе". А раз так, учиться у него нечему!

Буквально на днях мне попалась публикация о том, как стать популярным в интернете. Там пишут: "Психологи объясняют это тем, что нынешней аудитории не нравится смотреть на людей, которые их в чем-то превосходят. От этого они чувствуют себя ущербными, а значит, лайков и положительных комментов от них не дождёшься. А вот посмеяться над чьей-то глупостью и утвердиться за счет унижения другого, пусть даже в интернете, становится самым легким способом прославиться".

Только повисает в воздухе вопрос, почему священник, знающий Христа, и как писать благодатные статьи, их не пишет, а сайт миссионерского отдела не обновляется годами?

Еще один пример.

В этой публикации "В Контакте" мною намеренно затрагивается как минимум три устойчивых православных шаблона (стереотипа). Попытки разрушить их вызывают, как я убедился, не менее негативную реакцию, чем лечение Христом людей в субботу у фарисеев. Эта публикация сделана именно под эту статью, которую Вы читаете. Она дала бурное обсуждение (более 120 комментариев), и хороший "полевой материал" для анализа.

Главнейшая содержательная и позитивная суть этой публикации выражена именно в этом абзаце:

"Одно из серьезных искажений религиозного мышления (религиозное мышление, оказывается, также имеет недостатки, как и атеистическое) – это вера в то, что верующие люди с Божией помощью могут создать на земле идеальную организацию, церковь, общину, братство, деревню или даже государство. Это огромное заблуждение! Везде, где присутствуют люди с их повреждённой грехом сущностью, в принципе ничего идеального создать не возможно!"

Остальное, признаюсь, было намеренным провокационным камнем в сторону ряда сложившихся шаблонов. Впрочем, эта попытка пошатнуть шаблоны не выходила в противоречие с Новозаветным откровением и имевшей когда-то практикой Церкви. Интересна именно реакция людей на это. Вы думаете, мои слова подвинули задуматься и начать конструктивно обсуждать проблему?

Моментально сработали все те же механизмы защиты религиозных шаблонов: "Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон" (Ин.9:34).

Самый первый комментарий от Сергея Петрова обвиняет меня в лицемерии: "…кто говорил о критике грубой старших мужчин как о признаке маменькиного сынка и подкаблучника?"

Второй по счету комментарий от Антона Мичурина, священника, и тот проявил высший фарисейский профессионализм (не зря учился в семинарии): "Максим, вас поэтому в 2016 г. "попросили" из Миссионерского отдела Томской епархии??? Где сейчас подвизаетесь?"

В этом же русле рассуждал Михаил Никулин: "Тема содомитов епископов давно бурлит в среде обиженных служителей Церкви, чью гениальность и сверх адекватность "не смогли оценить и принять по достоинству", Кураев тому яркое подтверждение. Я говорю это потому что сам регулярно общаюсь с духовенством, тему содомитов епископов поднимают люди у кого есть явные провалы по службе, кризис среднего возраста, завышенные амбиции и самооценка. Это лично мое наблюдение".

Этот же Антон Мичурин написал под моим постом моим постом при полном отсутствии товарищеского братолюбивого духа вот этот комментарий: "Максим, представьте себе, собираемся и часто. Наш миссионерский отдел и социальный отдел вообще работаем в спайке, как и отдел катехизации. И, представьте себе, ни разу не пили на собраниях). Вы не более чем брехливый, обиженный на Церковь, а судя по вашему пунктику с подкаблучниками, не состоявшийся в семейной жизни человек. Судя по тому, что мне о вас известно, вас держат на месте в отделе из жалости к вашей семье, чтобы она по миру не пошла. Так что лайте дальше, вымещая все это на других, пока не придется давать ответ за ложь. Несчасный, жалкий человек..."

***

Далее вижу следующий деструктивный механизм защиты своих религиозных шаблонов: лживое искажение слов и доведение мыслей оппонента до абсурда на основании этого абсурда, искажения, после чего сделать самому себе вывод, что человек глупец, еретик и т.п., поэтому à слушать его не нужно, размышлять о правильности своего шаблона не нужно!

Пишет священник (!) Александр Филимонов: "И Вы же сами пытаетесь найти такой идеал, отказав монашеству в праве на существование". В моей публикации нет даже намека на отказ монашеству в праве на существование! И ему потом это пришлось признать. После того, как не удалось устроить защиту своих шаблонов по этой схеме, о. Александр включил первый вариант: "Максим, продолжаете вешать ярлыки и ставить диагнозы? Это удобно :)"

Далее включился не менее популярный деструктивный механизм защиты, механизм отрицания: "Все хорошо, прекрасная Маркиза, ибо не пойман не вор".

Сергей Петров пишет: "Я знаю только 1 историю про содомита среди епископов, и то, она непроверенная, остальное, пока не доказано, похоже на клевету" и ещё "Серафим Романцов рекомендовал, разговаривая с духовными чадами об экуменизме, прикрыть наготу отца своего (архим. Рафаил Карелин, На пути из времени в вечность)".

Упомянутый Михаил Никулин и этот метод защиты использовал: "Максим, возможно проблема и есть, вопрос в её масштабе. Кто? Где? Когда? Доказательства? Исходя из того, кто кидает фикалии на вентилятор, я подозреваю, что проблема Вами преувеличена… И главное - какие Ваши доказательства?" Кстати, Михаил Никулин именно после этой переписки вышел их моих "друзей".

Вы думаете, что людей выводит из себя и вызывает бурное озлобление в ответ только оскорбление? Ещё большее озлобление и неприятие вызывает обличение, критика и сомнения в сложившихся личных шаблонах, особенно если эти шаблоны построены на лжи, имеют искажения.

За одну критическую статью один из идеологов мужского движения на год забанил меня в своих личных группах, и навечно в одной МД-шной группе, где он был в качестве редактора. Когда меня там снова восстановили, через какое-то время я обнаружил, себя снова забаненным, хотя там не написал ни одного слова! Подозреваю, это было реакцией на ряд критических высказываний в отношении некоторых идеологов МД и их идеологии (без называния имен).

Также поступают и православные…

***

 "Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе" (Прит.9:7).

"Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Прит.9:8).

Итоги

Быть совершено честным возможно ли? Но человек, который хочет прожить успешной жизнью в крепкой семье и войти в Царствие Небесное обязан быть честным сам с собой. Без этой честности невозможно вот что: "…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3:2), и невозможно выполнить этот призыв Бога: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48).

К честности нужно сделать семь шагов:

- сделать выбор образца правды и неправды, выбор авторитета, с помощью которого, человек будет оценивать свои и мысли, слова и действия. Мой рекомендуемый выбор: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16);

- осознать без оправдания (!), что творимое тобою есть недопустимые неправда, непотребство, ложь и грех.

- исповедать самому себе, не только действия и совершенные грехи, а обозначить свою сущность;

- принимать обличения от других. Всегда лучше видны чужие грехи, чем свои;

-  честно посмотри на своих родителей;

- анализируйте все свои обиды, которыми вы реагируете на обличения или даже злоречие в свой адрес;

- смотри, за что ты сам обличаешь людей, точнее за тем, что тебя раздражает в других людях, подчеркиваю, именно раздражает.

Вот критерии того, что человек стал честным:

- радость;

- рост житейской мудрости и понимания людей;

- желание стать лучше, желание учиться, стремление к совершенству;

- человек перестает нарушать заповеди Божии;

- адекватность восприятия чужих слов;

- умение находить правду, науку, пользу везде и у всех;

- умение отвергать ложь, неправду, искажения человека, а не самого человека.

"Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Причт. 6:16-19).

"... да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фесс.2:12).

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 30.03.2018.

***

Друзья, мужи братия, если эта статья помогла вам, открыла глаза на личные проблемы, дала направление к их исправлению, и если вы заинтересованы, чтобы такие статьи далее публиковались в свободном доступе, а не в платных книгах, прошу оказать и помощь мне.

На эту статью ушли десятки (!) часов личного времени, когда я не занимался дополнительной работой, работой в огороде, хозяйстве и т.п., всем тем, что позволяет получить дополнительный доход для прокорма моей многодетной семьи (на епархиальную зарплату я могу прокормить на уровне минимального прожиточного минимум себя самого и только 0,8 ребенка).

"Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?" (1 Кор.9:11).

"Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми" (2 Кор.9:6-13).

Карта Сбербанка: 4817 7600 0671 2396

Яндекс.Деньги:
41001796433953

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

С уважением,

Максим Степаненко

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru