Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

На злобу дня (daily reflection) или красные флажки


Тщеславие как великая темная энергия человеческой цивилизации. Что с ней делать и куда девать?

Все три искушения Христа в пустыне относятся к искушению тщеславием. Это искушение тщеславием богатства, тщеславием святости (учительства) и тщеславием власти. Искушение Христа в пустыне - это искушение начать служить людям и Богу ради своей славы.

Питер Брейгель. Тщеславие. Гравюра, около 1560 год

Питер Брейгель. Тщеславие. Гравюра, около 1560 года

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему" (Мф. 4:1-11).

Тщеславие, или желание славы себе среди людей, является колоссальной  "темной" энергией человеков, народов, государств, цивилизаций.

Так было заложено при творении, что человек не является самодостаточной сущностью  с безграничным источником в самом себе психической и физической энергий (сейчас и далее термин "энергия"  - для меня это прежде всего гомилетический образ).

Энергию для жизнедеятельности мы получаем от питания, наша психическая "энергия" восстанавливается через сон, развлечения и также благодаря психоактивным и биологически активным веществам из растений. Увы, этого всего не хватает на бессмертие.

Человек изначальный в раю получал "сверхэнергию" для своей бессмертной  и безболезненной жизни и творчества от древа жизни, насаженного Богом в раю (Быт.2:9). Источником бессмертия, источником исцеления, источником восполнения душевных (психических) сил человека был Сам Бог через древо жизни. Подобное древо жизни будет и в грядущем Царствие Небесном: "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Откр.22:2).

Выгнанный из рая, человек лишился Божественных "энергии" древа жизни, но все же обладал великими внутренними ресурсами: первые поколения людей могли жить по девятьсот веков (см. Бытие, главу 5).

Но, оказывается, эти ресурсы, могут и сокращаться! Уже до потопа жизнь людей была намеренно сокращена: "И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт.6:3). Спустя около полутора тысячи лет Моисей, человек Божий, сетует:  "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Пс.89:10).

Иероним Босх. Семь смертных грехов. Тщеславие (1475-1480). Символ тщеславия того времени - зеркало, которое предлагает демон

Иероним Босх. Семь смертных грехов. Тщеславие (1475-1480). Символ тщеславия того времени - зеркало, которое предлагает демон

И все же так ограниченный в самовосстановлении падший человек обладает возможностью доступа к колоссальной психической энергии, скажем так, эквиваленту-антиподу Божественной энергии, это психической энергии тщеславия, источником которой являются люди, причем множество людей. При этом, чем больше народ, государство, тем выше тщеславная "энергетика".

Сдается мне, что в духовном мире "энергия тщеславия" имеет свою цену и весьма вескую. Господь, обличая тщеславных ревнителей религиозного благочестия, указывает, что они "уже получают награду свою", и награды от Бога в Царствие Небесном им не будет:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф.6:2).

Эта глава тесно перекликается с искушениями Христа: не только власть и богатство приобретаются через тщеславие, но и то, что считается религиозными добродетелями: милостыня (благотворительность), воздержание (постничество) и молитвенность, а также религиозное учительство:

"...на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф. 23:2, 5-7).

***

Так вот, великая мудрость  - умение понять, что ты сотворил благодатью Божией, а что подпитываемый энергией тщеславия! Иначе будет как тут.

***

Не все добрые дела должны делаться тайно, наоборот: "И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:15-16), Господь изменяет мотивацию явных дел: их итогом должно быть прославление Отца Небесного, а не совершителя добрых дел.

***

Как распознать, какой энергией творятся твои дела, благодатью или тщеславием? Если человек сам любит хвалиться о себе, открыто показывать свои достижения, уже при жизни сочиняет свою биографию, любит цитировать хвалу других людей о себе самом, любит публично показывать себя и свой образ жизни через социальные сети и т.п., то его топливо - тщеславие, а все описанное является выхлопными, угарными газами, дыша, которыми человек все более отравляет себя самого тщеславием.

***

Так ли уж вообще плохо тщеславие? "Как сказано негде, лукавое недобрым своим произволением содействует благому" (Макарий Великий. Семь слов. Слово 4, 6). Движимые тщеславием, многие великие люди сделали великие добрые дела, ставшие благом для множества людей, ведь добрую славу у людей нельзя сникать без угождения им.

Полагаю, что проявления тщеславие нужно воспринимать, как один из этапов человеческой зрелости. Есть Ветхий Завет, есть Новый Завет, нормы жизни и добродетели имеют существенный различия. Сравните поучения пророка Иоанна Предтечи и Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет назван детоводителем человечества: "Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24) - он первый этап жизни человека.

Дети, юноши, молодые люди - это по сути ветхозаветные люди, имеющие ветхозаветное понимание справедливости (око за око), жаждущие себе достатка, славы и т.п. Вспомните, как для героев Толкиена, совершавшие великие подвиги самопожертвования ради людей, между тем был значим факт сложения песен и легенд о героях.

Молодые люди, немеющие тщеславия, представляют собой жалкое зрелище: глупые, серые, безынициативные, нежелающие работать, учиться, часто депрессивные, они уничтожают свою жизнь игроманией, трепом в социальных сетях, алкоголизмом, наркоманией и т.п. По мере деградации начинает расти зависть, которая либо усугубляет депрессию, либо толкает их на преступления.

Полагаю, что незрелым юношам, пока у них не сформировались амбиции, и они не приступили к их реализации, читать монашескую аскетическую литературу, особенно относительно тщеславия и гордыни,  может оказаться неполезной. Они, неставшие еще целостными христианами с установившимся образом мыслей и жизни, отключаться от великой энергии человеческого тщеславия, между тем, в силу своей христианской незрелости они лишены способности преобразовывать с великим энтузиазмом, ревностью и усердием благодать Божию вот в это:

"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:15-16).

Монашеская аскетика - это высшая математика, ее в начальной школе не преподают. Детство и юношество  - это время, когда люди должны вызревать прежде всего Евангелием.

Я видел молодых людей, у которых тщеславие было отбито аскетической литературой - "смиренный раб": скажешь - работает, не скажешь не работает.  Другая крайность  - молодые люди пускают весь свой юношеский максимализм  и энтузиазм на творение добрых дел, служение Церкви, чем, конечно, пользуются архиереи, настоятели и "старички", никогда не бывающие щедрые на материальную поддержку своих помощников. В итоге они пропускают время, когда нужно трудиться для старта своей взрослой жизни: рано или поздно нищета молодой семьи, и разочарованные в церковной справедливости молодые отцы бросают все церковное, и начинают наконец-то работать на семью.

Думаю, возраст зрелости наступает примерно к 30 годам. С учетом уровня современной инфантильности, для многих можно прибавить 2 - 3 года. Т.е. Это как раз возраст Христа, когда Он вышел на проповедь, а пред этим прошел искушение тщеславием богатства, власти и святости (учительства).

Период 18 - 35 лет  - период мужской зрелости, период формирования в самодостаточного домохозяина, главу семьи, отца, формирование карьеры, профессионализма.

Шесть  дней работай в поте лица, седьмой - Господу Богу, научись молится утром и вечером без пропусков, читай каждый день Евангелие, плати десятину Церкви, другую - больным на лечение и нуждающимся. Будешь так жить  до 30 - 35 лет - не погрешишь. А потом...

Уже после 30 лет молодой человек должен получить первые навыки переключения с энергии тщеславия. Способность же жить вот так: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:15-16), когда наши добрые дела приводят к славе Божией, а не к нашей личной славе, может начать проявляется в полную силу после 40 - 45 лет. А до этого... будут болезни и выздоровления, болезни и выздоровление.

Поясню, эти слова относятся к основной массе людей, которые не выбрали в юности путь служения в Церкви.

***

Что нужно делать, чтобы наиболее благополучно достигнуть зрелости, и стать ревностным и деятельным орудием Божией воли в этом мире?

Во-первых, это осмысленная молитва "Отче наш", после которой можно добавлять вместо всех прошений:

"Да будет воля Твоя во всех нас. Даруй мне разума и сил понять и исполнить Твою волю, и послужить людям в Твою славу. Не дай совершиться моей злой воле. Даруй мне страх Господь - начало всякой премудрости (Пс.110:10). Избавь меня от лжи. Даруй мне волю к совершенству (Мф.5:48) в учебе и труде, чтобы этом совершенстве еще более служить Тебе,  Боже, ради Твоей славы". 

Во-вторых, быть всегда благодарным Богу. Молитвы прославления и благодарения должны быть обильными! Благодарность Богу и людям - великая добродетель. Жертва хвалы Богу лучше, чем жертва материальная:

"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс.33:2).

"И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день" (Пс.34:28).

"Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?  Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс. 49:13-15).

В-третьих, после 25 лет обязательно начать читать святоотческую литературу.

В-четвертых, с наступлением времени зрелости, начнутся искушения, которыми, Господь, начнет приоткрывать тебе степень твоего тщеславия, и через людей, критикующих тебя, ненавидящих и т.п. начнет выбивать из тебя это тщеславие. Вот тут, не смотря на свои таланты и достижения, нужно начать проявлять смирение: виноват-исправлюсь, никогда не оправдывайся, никогда не злословь в ответ, никогда не отвечай в духе "сам дурак", умей смеяться сам над собой, почитай критиков самыми лучшими своими друзьями, ибо они тебя смогут сделать совершенным, а не снисходительно молчащие друзья, коллекционируй не награды и похвалу, а критику и хулу, перечитывай ее, понимай все то, что в тебе уязвляют - это твои слабые места (укрепляй их), ибо опытный противник всегда бьет в слабые места, уважай всех старших, почитай себя на малоопытного, и всегда учись с благодарностью у людей и Бога (через Священное Писание).

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 11.03.2016.

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru