Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

На злобу дня (daily reflection) или красные флажки


Наше пьяное прошлое

Не раз мне доводилось слышать от различных общественных, политических и религиозных деятелей о том, что Русь в прошлом была трезвлена, и только в последнее время народ наш начал спиваться и деградировать.

Сократ мне друг, но истина дороже

На миссионерском съезде присутствовал на выступлении одного из священников, который рассказывал об опыте профилактики алкоголизма и реабилитации алкоголиков у себя на приходе. Действительно добрый и неравнодушный пастырь. Относительно недавно начал это служение и добился первых впечатляющих результатов.

Но… Когда священник рассказывал о профилактике алкоголизма услышал от него рассказы о "золотом веке" трезвости на Руси.

Вроде этого: "И если сейчас в России ни одно застолье не обходится без крепких напитков, то наши предки крепких алкогольных напитков не знали долгое время. Пили медовуху или сурицу – забродивший на солнце настой целебных трав на ключевой воде с мёдом. Крепость этого напитка была 2-3 градуса (Прим. МС. священник на съезде даже назвал цифру 1,5 %). Потом появилось пиво, которое делали из зерна, и брага из фруктов и ягод. Их крепость тоже не превышала 3 градусов…"

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

В общем, наш народ начал спиваться при большевиках.

Но что-то не находят отклик в душе заверения о светлом и трезвом прошлом нашего государства. Пьянство всегда было следствием личной греховности человека, его неспособностью противостоять страстям. "Золотого века" православного благочестия на Руси тоже не было, поэтому сомнительно утверждение о повсеместной трезвости русских.

Читаем книгу историка, профессора А.П. Доброклонского (1856 – 1938) "Руководство по истории Русской Церкви". Этот труд в 1887 году был высоко оценен самой Православной Церковью, и автор был удостоен премии Высокопреосвященного митрополита Макария.  А.П. Доброклонский разбил историю Русской Церкви на четыре периода. При этом для каждого периода автор описывал в отдельной главе нравственное состояние общества. Вот цитаты.

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

Первый период (988 – 1237 гг.). "Также если не более обычного было пьянство. "Руси есть веселие пити, не может без этого быти", - замечает повесть о крещении князя Владимира. До каких размеров доходило пьянство, характерно говорят некоторые памятники того времени. Один араб Х века пишет: "Русские предаются питию вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи; часто случается, что они умирают со стаканом в руке". Феодосий Печерский так говорит в одном их поучений: "Одни ползают на коленях, будучи не состоянии стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе, ежеминутно готовые испустить дух". Пастыри церкви в своих проповедях ратовали против этого порока, но безуспешно".

Второй период (1237 – 1588 гг.). "Пьянство было пороком всех классов общества. Пиры в высших кругах составляли как бы часть домашнего обихода: там была развита своего рода страсть к "тучным обедам", где поедалось "многое и сладостное" и "выше меры" выпивалось. Иностранцы, посещавшие Россию, дивились, как много выпивалось русскими; по их словам "на Руси все без различия, мужчины и женщины, мальчики и девочки, заражены пороком пьянства самаго неумеренного"; "несчастные работники и ремесленники часто истрачивают в кабаках все то, что должны были принести своим женам и детям, и остаются совершенного голыми". Многие напивались до бесчувствия и валились замертво. Больше всего выпивалось по случаю праздников и семейных событий. Пьянство не только не считалось за грех, но и признавалось самым лучшим и достойным (!) провождением праздника".

Третий период (1589 – 1700 гг.). "Нет страны, где бы пьянство было таким общим пороком, как в Московии", - говорил один иностранец (Олеарий), - он распространен в русском народе одинаково во всех состояниях, между духовными и светскими, высшими и низшими сословиями, между мужчинами и женщинами, старыми и малыми, до такой степени, что видишь на улицах там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное… и знатные бояре, даже царские великие послы тоже не знают никакой меры в употреблении предлагаемых напитков и льют их в себя, как воду, так что совершенно теряют человеческий смысл, а иногда до смерти напиваются. Праздник без пьянства и разгула был не праздник в глазах простого народа; для праздников правительство дозволяло ему варить пива, браги и меду. Со времени Бориса Годунова правительство обратило продажу питий в свою доходную статью и взяло под свою монополию; в сознании простого народа кабак стал "государевым"; с этого времени охота и возможность пьянствовать стали быстро развиваться.

Многие приносили и пропивали в кабаках все, что имели; случалось, что оставляли там даже рубаху и выходили вон нагими. В праздничные дни народ толпился у кабаков еще до обедни. На святках, масленице и Пасхе, когда пили особенно много, везде оказывалось множество опившихся и замерших пьяниц. В свою очередь, церковная власть постоянно обличала пьянство; но это было тщетно…".

Четвертый период (1700 – 1890 гг.). Говоря о четвертом периоде А.П. Доброклонский, был довольно скуп, да и к чему были нужны примеры, если он сам и его современники были этому свидетели: "В высшем обществе не стало безрассудных (обратите внимание на слово "безрассудных"!) попоек старого времени, с половины 18 века они уступили другим развлечениям, и пьянство там, несомненно, ослабело. Но во многих сословиях оно доселе составляет обычное явление. Более других страдает простой народ, особенно фабричный".

Ложь  и мифы с небылицами нигде не допустимы (в этом, к сожалению, преуспел профессор Владимир Жданов), даже в таком деле как противодействие алкоголизму. Конечно, в дореволюционной России были места и деревни, где люди вообще не пили, были и антиалкогольные бунты, было много трезвенников и обществ трезвости, но и порок пьянства был заметен, особенно в городах. В начале XX века среднее потребление алкоголя на душу населения составляла чуть больше 3,5 л в год, а это почти 10 бутылок водки на каждого жителя, включая младенцев. Кто-то их выпивал! Хотя это несравнимо современным потреблением алкоголя (более 15 л).

Владимир Жданов

Владимир Жданов

***

Читайте также по теме:

***

Примечательно, как одна ложь, паровозом начинает к себе притягивать другую, в том числе и религиозную. Владимир Жданов начал со лжи исторической о абсолютно трезвой Руси, лжи научной о, например, кефирном алкоголизме, и докатился до лжи религиозной, искаженных толкований текстов Священного Писания…

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

Дореволюционные антиалкогольные плакаты

В этой же ловушке оказался и упомянутый священник, который начал приводить адвентистские (!) бредни о том, что Христос и апостолы никогда не пили вино, а только виноградный сок. И даже привел толкование сектантов, что под "хорошим" вином понимался кипяченый виноградный сок (это эпизод с чудом превращения вина в Кане Галилейской). При этом и тот, и другие отпускают в своей аргументации "…и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда НАПЬЮТСЯ, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе" (Ин. 2:10).

Как можно напиться виноградным соком? Представляю себе свадьбу трезвенников в Палестине: начале подают хороший виноградный сок, ну, типа сока "Я", потом более худшего качества, типа нектара "Моя семья"… еще литра два. А гости уже так напились сока "Я", что уже и не различают, что им налили виноградный нектар "Моя семья"…

Апостол писал  "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф.5:18). Опять же упиться виноградным соком очень сложно, его из-за кислотности нельзя  в принципе выпить много, но еще сложнее поверить, что виноградный сок может вызвать блудную страсть. Но еще и еще сложнее поверить, как сохраняли месяцами виноградный сок в Палестине, когда еще не была изобретена герметичная стерильная тара, пастеризация и т.п.

"Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему" (Прит.12:22), и хватит уже рассказывать сказки про "золотое" прошлое Церкви, ибо можно потерять доверие людей в настоящем...

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви

 

"На злобу дня" - 22.11.2010.

 

 
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru