Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Христианский брак, семейное счастье


Профанация Таинства

протоиерей Алексей УминскийКакой церковный развод? Такого понятия в принципе не существует. Человек может исказить, разрушить дар Божий – свой венчанный брак. Но само Таинство Венчания отменить невозможно, у человека нет силы разлучить то, что сочетал Бог. И второе Венчание, о котором Вы пишете, это большая проблема, потому что на вопрос священника: "Не обещалась ли другому?" честный ответ – "Обещалась", и это обещание осталось на всю жизнь.

Уважаемая Татьяна! "Камень на сердце" Вы чувствуете совершенно не случайно. Я бы не хотел как-то судить Ваши поступки, но Ваше письмо дает повод поговорить на очень актуальную для многих и спорную тему церковного развода. Ведь распадается столько браков, которые можно было бы сохранить!.. Лично для меня это очень тревожная и болезненная тема: я далеко не всегда знаю, как отвечать на подобные вопросы людям, которые приходят за советом.

Хотя в Евангелии сказано о браке и разводе очень категорично, но современное понимание брака, к сожалению, иногда и у церковных людей, далеко от евангельского. Не только миряне, но и священники сегодня имеют на этот счет разные, зачастую противоположные мнения. Одни священники всеми силами стараются помочь сохранить семьи, другие отстраняются от помощи и сочувствия супругам в переживаемой ими трагедии развода. Получается, Церковь дает супружеским парам благодать Венчания – а потом супруги не могут получить в Церкви помощи для ее сохранения…

Я уверен, что к Венчанию надо готовить людей не менее серьезно, чем к Крещению, потому что здесь один берет ответственность за жизнь другого. Но в реальности над многими новоначальными или просто крещеными, решившими венчаться "для красоты", совершают Таинство, абсолютно не подготовив их к этому – без совместного Причащения Святых Христовых Тайн, без бесед со священником о том, что такое церковный брак, каковы обязанности мужа и жены, что такое жертвенная христианская любовь, и так далее. Цель такой подготовки – восстановить те понятия, которые были разрушены в нашем обществе в безбожные советские годы. Для чего венчать людей, не знакомых с основами веры? Чтобы хор красиво спел? Для денег в церковной кассе? Даже в светском ЗАГСе обычно дают какое-то время после подачи заявления на регистрацию брака, чтобы люди подумали. А у нас в Церкви иногда венчают буквально на следующий день… Как же так? Для меня это невыносимые вещи.

Некоторые священники говорят: "Вам вообще пока венчаться не надо. Поживите так". И это – парам, которые расписаны в ЗАГСе уже много лет. Или тем, кто не сохранил свой первый брак – а вдруг снова не сохранят? Получается, что священник благословляет их… на что? Но ведь Христос говорит о браке, не уточняя, венчанный он или нет. И если люди соединились, пусть даже только росписью в ЗАГСе, они не должны расходиться. Но в храм зачастую приходят люди с такими ранами в сердце, с такими узлами в жизни, что нельзя сразу требовать от них твердой жизни по всем канонам. Надо развязывать эти узлы потихоньку, осторожно вытягивать человека из трясины, снисходя к его слабости. А до этого брак не должен совершаться.

Из Вашего письма видно, что даже церковные люди, даже с помощью священника не всегда справляются с этой сложнейшей задачей – так и Ваша семья не сумела ухватиться за протянутую ей Церковью руку помощи. Случилась большая беда – потеря ребенка, приговор о бездетности, страдания обоих супругов – и все разрушилось. Духовник не смог спасти Вашу семью, может быть, недостаточно приложил усилий, а ведь до трагедии семья была дружная, прекрасная, супруги любили и понимали друг друга. В Вашей ситуации можно было спасти брак и видно: Вы до сих пор глубоко переживаете, что расстались со своим первым мужем, и дальнейшая жизнь пошла наперекосяк. По своему опыту могу сказать, что брак с таким человеком, как Ваш второй супруг, и не мог привести к другому финалу. Надо было сначала вылечить его, а потом выходить за него замуж, или вообще не выходить, потому что в итоге – это трагедия для всех. Слепой не может вести слепого: оба упадут, сначала надо обоим прозреть, твердо встать на ноги, обрести цельность – и лишь потом соединять свои жизни. Вообще же лучшим выходом было не разводиться с первым мужем, а переждать, перетерпеть. Время и помощь священника помогли бы вам преодолеть трудности.

Меня изумляет реакция монаха на Ваше к нему обращение. Вместо совета, как сохранить любовь и понимание, вместо утешения он посоветовал взять бумагу о церковном разводе! Какой церковный развод? Такого понятия в принципе не существует. Человек может исказить, разрушить дар Божий – свой венчанный брак. Но само Таинство Венчания отменить невозможно, у человека нет силы разлучить то, что сочетал Бог. И второе Венчание, о котором Вы пишете, это большая проблема, потому что на вопрос священника: "Не обещалась ли другому?" честный ответ – "Обещалась", и это обещание осталось на всю жизнь. Или на Небесах ваш первый брак взяли и стерли ластиком? Получается ложь, профанация Таинства. По церковным канонам разрешается второе Венчание только вдовствующего или оставленного по причине супружеской измены, как об этом и говорится в Евангелии, хотя и это считается послаблением Церкви немощи человеческой плоти – ведь действительно тяжело жить одному. Такие браки по традиции считались покаянными. А сейчас очень многое забылось, к этому Таинству появилось слишком легкое отношение, вот и венчают по нескольку раз. Интересно, на том свете, где встретятся все души, с кем эти люди будут "плоть едина", которую не разлучить никогда? С первым, вторым или энным супругом?..

Вы правильно написали: нельзя пересилить Бога бумажкой из Патриархии. Даже в советское, безбожное время людям давали хотя бы месяц подумать, пытались разрешить их конфликты. А что же в том случае, о котором пишет автор письма?.. Мы видим, что в данном случае в комиссии Патриархии просто формально выдали справку вместо того, чтобы попытаться помочь исправить ситуацию. Как представители Церкви мы не можем за это не отвечать. Нельзя изменять Евангелие, как вздумается, иначе можно дойти и до разрешения на однополые церковные браки, женское священство и так далее. А если мы все же хотим остаться православными христианами, нам просто необходим церковный суд, который бы разбирался в ситуации, помогал супругам примириться, побуждал их задуматься. И тогда, я уверен, разводов, людских трагедий стало бы гораздо меньше.

Алексей Уминский, протоиерей

Фома № 12, 2006.

 

журнал Фома

 

Фото - протоиерей Алесей Уминский - www.pravmir.ru

 

 
Читайте другие публикаций раздела "Христианский брак, домостроительство, семейное счастье"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru