Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил" (1Пет.4:10)

Сколько у нас лукавых рабов, закопавших свой талант?

Дары Святого Духа и таланты

Притча о лукавом рабе… Сколько раз мы ее слышали  и читали! Однако у меня есть подозрения, что многие при этом пропускали ее мимо своего сердца, и она не переходила в реальные дела… Прочитаем ее еще раз.

"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов (примечание МС. Талант – мера веса примерно в 30 кг) другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф. 25:13-30).

Лукавый раб закапывает свой талант

 

Лукавый раб закапывает свой талант

Итак, Господь обещает поступить в Свое пришествие как описанный человек, владелец рабов в причте. Т.е. эта притча - пророчество, а не отвлеченная аллегория. Во-вторых, судил господин из притчи именно своих рабов, а не чужих людей (язычников, сектантов и безбожников). В-третьих, за что был осужден "лукавый раб"? За то, что он украл деньги господина? Нет. За свои некие грехи и преступления? Нет. "Лукавый раб" был осужден за то, что не приумножил свой талант… И, наконец, обратите внимание, у него было отнято полученное, и передано "верному рабу". Если принять эту притчу как пророчество - 1/3 христиан будет осуждена во "тьму внешнюю" только за то, что не приумножили свои таланты.

Каждый из нас в крещении через Таинство Миропомазания получил дар или дары Святого Духа: "и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38).

 

Каждый из нас в крещении через Таинство Миропомазания получил дар или дары Святого Духа: "и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38).

Этих даров несколько: "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков" (1Кор.12:4-10).

Дары могут даваться и после Миропомазания, о них  можно ревновать и просить: "Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший" (1Кор.12:31).

Притча о талантах дает основание предположить, что дары Святого Духа могут даваться в разных пропорциях – кто-то получает только один дар, кто-то два, а кто-то пять. То есть, кто-то имеет в себе дар знаний и мудрости -  и нам известные такие проповедники, кто-то получает и веру, и знание, и мудрость, и пророчество и исцеления – и таких подвижников мы знаем также среди современников. Таким образом найдя в себе один дар, следует рассудить, есть ли что и иное…

Дары даются для того, чтобы служить друг другу

Как видим, эти дары даны именно и прежде всего для служения и помощи людям, для общинного духовного взаимообогащения, а не для собственного саморазвития, т.е. при Миропомазании не даются дары личной молитвенности, постничества, смирения…

У нас же, к сожалению, религиозные усилия прихожан направляются в основном именно на личное аскетическое делание. Но соблюдение постов и регулярное посещение богослужений будут ли считаться главными заслугами?

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:31-46)

Господь не говорил: вы постились, постоянно молились, были каждое воскресение в храме (не подумайте, что пишу – это не нужно для спасения). Войдут в радость делающие добрые дела друг другу. Собственно вся православная аскетика нужна именно для того, чтобы человек мог дать как можно больше плодов от своей праведности.

Блаженный Феофилакт Болгарский писал: "Вострепещи, человек, представляя, что вот посылаются эти люди в муку не за то, что они блудники или убийцы, или хищники, не за то, что совершили другое какое-либо злодеяние, - а за то, что не сделали никакого добра. Ибо если внимательно рассмотреть, то хищником окажется и тот, кто имеет много и, однако, не оказывает милости, хотя бы явно и не делал никакой обиды ближнему. Все, что имеет он более должного, похищает у требующих, если они не получают от него; ибо если бы он отделил это для общего употребления, те не нуждались бы, теперь же, так как он запер свой излишек и присвоил его себе, они нуждаются. Таким образом, немилостивый есть похититель, ибо столь же многих обижает, сколь многим может благотворить и не благотворит. И пойдут такие люди в муку вечную и никогда нескончаемую, а праведники - в жизнь вечную".

Дары Святого Духа нужно преумножать

Господь обязывает каждого христианина полученный дар приумножать служением друг другу, во благо Церкви: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1Пет.4:10), "Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви" (1Кор.14:12), "Не неради о пребывающем в тебе даровании" (1Тим 4:14).

Святитель  Феофилакт Болгарский так писал о талантах: "Ибо имеющему усердие дана будет и преизбудет большая благодать, а от неимеющего усердия отнимется и то дарование, какое он… имеет, так как кто не упражняется и не заботится об умножении дарования, тот теряет его... в действительности погубил его своею леностью и небрежением".

Служить друг другу  дарованиями желательно бескорыстно

Господь, наделив многими дара своих учеников, указал им:

"…больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф.10:8). Именно – даром получили, даром давайте.

В притче о талантах нет ни слова о том, что рабы получив таланты, часть прибыли оставляли себя на пропитание. Всю "прибыль" они отдали Господину, Который, замечу, и свое серебро и заработанное потом отдал своим верным рабам. Но это в будущем. В настоящем времени крайне желательно трудиться во Славу Божию безвозмездно, или делать нечто больше без оплаты.

Смотрите, как рассуждает апостол:

"Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании" (1 Кор. 9:9-18).

Да, служители Церкви могут и должны кормиться от алтаря на пожертвования прихожан, но награды в Царствие Небесном за это не будет – свою награду за труды мы получаем в этом мире деньгами и продуктами, подаваемые прихожанами. Но если служитель Церкви работает сверх положенного, не требуя за это награду в этом мире – он будет одарен наградами Неба.

В случае мирян служение друг другу должно быть однозначно бескорыстным. И это не поповская хитрость для эксплуатации прихожан. Разве мы, миряне, сотни и тысячи раз за жизнь обращаемся с молитвами к тому или иному святому за помощью. И они служат нам своими молитвами! Думаете, святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский получают в Царствие Небесном зарплату в зависимости от количества обратившихся к ним за молитвенной помощь? Господь готовит нас к будущему подвижническому служению в Царствии Небесном. Так почему же мы не ходим даром пошевелить пальцем во благо прихода, Православной Церкви при жизни?

Получает ли сейчас преподобный Серафим Саровский зарплату в зависимости от количества обратившихся к ним за молитвенной помощь? Он молитвенно служит без всякой мзды. А мы готовы так послужить людям, Церкви, Богу?

Получает ли сейчас преподобный Серафим Саровский зарплату в зависимости от количества обратившихся к нему за молитвенной помощь? Он молитвенно служит без всякой мзды. А мы готовы так послужить людям, Церкви, Богу?

Вспомним логику лукавого и ленивого раба: "Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле" (Мф. 25:24-25).

Не будем ему уподобляться, и начнем помогать друг другу и церковной общине с великим усердием!

О дарах Святого Духа православные христиане у нас не знают

В своих миссионерских поездках и встречах всякий раз вспоминаю притчу о талантах, и вопрошаю прихожан: вы получили дар Святого Духа, каждый без исключения, это ваш талант, а кто из вас знает, какой дар он получил?

Единодушное, традиционное… молчание. Ни один (!) человек до сих пор мне не ответил о том, какой он дар имеет. Ни один. А что это значит? Если человек не знает, какой дар (талант) он получил, как он его будет приумножать? Выходит, у нас Церковь, наполнена одними лукавыми рабами?!

Ни один из знакомых мне священников вопрос  о дарованиях не ставил перед прихожанами, а то бывает и хуже. Так, после беседы о дарах с одним молодым человеком, который не знал, куда приложить свои усилия, я предложил ему рассудить со священником об имеющемся у него даре. В ответ священник заявил, что это какое-то сектантство, пятидесятничество…

Проблемы оглашения и катехизации

Сколько мне приходится слышать жалоб священников о том, что практически все на приходе держится на них, что нет помощников, говорят это с ноткой намека, что причина тому – народ худой и ленивый.

Откуда эти помощники возьмутся? Во-первых, сейчас мы пожинаем плоды массового крещения без оглашения. Когда на вопрос, что нужно для принятия Крещения в храмах отвечали: энную сумму денег, полотенце и тапочки. Увы, с сильным внутренним сопротивлением (и прежде всего священников!) в Томской епархии была принято установленное архиереем правило о минимальной двукратной огласительной беседе перед Святым Крещением. Увы, часто слышу сто причин, почему не нужна длительная, обстоятельная катехизации взрослых  и крестных родителей перед Крещением. И недоумеваю, хоть бы кто придумал одну причину, почему это нужно делать обязательно.

Сейчас двукратная беседа-оглашение проводится везде в Томской епархии, но разве этого достаточно?! Есть ли храмы, где катехизация проходит в 5 – 10 бесед, где слушателей понуждаю прочитать весь Новый Завет? Заучить наизусть Символ веры, основные молитвы? Если архиерей указал -  минимум две беседы – вот эти две беседы, и совесть наша чиста?

Итог этого -  даже у лучших священников в населенных пунктах в 10 тыс. человек в храмах на Литургии по воскресениям максимум – 40 – 50 человек, а есть и такие приходы, где на богослужении приходит по 15 – 20 человек…

Выходит, мы крестим людей в осуждение? Тысячи и тысячи людей, приняв Святое Крещение, Святого Духа и Его дары, прощение и очищение от грехов продолжают жить во грехах…

Спасут ли их потом отпевание и заупокойные молитвы детей (да и будут ли их также невоцерковленные дети молиться об усопших родителях?!).

Писание говорит, что вряд ли…

Если нет желания исполнять волю Бога, лучше не креститься! Меньше будет биты…

"Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк 12:47-48).

Апостол Иоанн свидетельствует, что неверные Христу, будут осуждены наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

И, наконец, стоит вспомнить притчу о сеятеле:

Лк. 8:5-15: "..вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

Это также пророческая притча о судьбах христиан. Если принять, что каждое семя  - это один крещенный христианин, то войдет в Царствие Небесное только один из четырех крещеных! Трое их четверых крещаемых, получается, крестятся в погибель из-за того, что потом не будут радеть о вере и, главное, о служении друг другу. И каково требование к нам! Надо принеси даже не удвоенные таланты, а сторичный плод!

Поэтому не для красного слова апостол Петр написал: "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" (1Пет.4:18)

Таким образом, для нашего спасения нужно не только верить во Христа, как Спасителя и Сына Божия, не только молиться дома и посещать богослужения, участвовать в Таинствах, читать Писание и Святых Отцов, жить благочестиво и не преступать заповедей. Крайне необходимо, служением людям преумножить дары Святого Духа.

Поэтому при оглашении и катехизации важно преподать помимо основ веры, богослужения, толкование Писания и т.д., но и указать на полученные дары Святого Духа, на то, что долг христианина не только верить и молиться, но и служить с усердием ближним.

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 14.05.2013.

 
Читайте другие публикации раздела Христианское благочестие. Жизнь во Христе
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru