Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Таинства Христовой Церкви


Богослужение. Требы и Таинства

Для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос – зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение – фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия – свобода. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении – это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами.

Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия [1] (греч. "leiturgia", от "leos" – "народ" и "ergon" – "дело, служение"; "служение народа" или "служение для народа"). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. "eucharistia", то же, что причащение); об этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма.

Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям относятся молебны [2] (в т.ч. всяческие освящения), погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды [3], и, уповая на милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Таинства же – это непреложный дар Господа нам, Его чадам.

Именно в Таинствах наиболее очевидно и непосредственно происходит ниспослание даров Духа Святого, и потому участие в них является насущной необходимостью для каждого члена Церкви. Остановимся подробнее на понятии Таинства.

По своей природе Таинства – это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство – это "священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия". Хотя благодать Божия действует во всем мире – "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3, 8), – но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее, обрядовое "оформление" Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства – это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом (потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным тайносовершителем). От нас же ожидается "согласие" на соучастие в этом преизбытке Любви Божией – вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви.

Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых выше трех Таинств (Брака, или Венчания [4], Елеосвящения, или Соборования [5], и Крещения, одновременно с которым, как правило, совершается и Таинство Миропомазания), в Церкви существуют еще Таинство Рукоположения (совершаемого над будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина. И потому остановимся на их подробнее.

Примечание

[1] – Все остальные богослужения суточного круга, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии.

[2] – Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные и т.д. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – специфических умилительных песнопений Господу, Богородице или Угодникам Божиим. Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартиры, автомобиля, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает Великое (раз в году, на праздник Богоявления), или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.

[3] – Также и в заупокойных службах – надежду и прошение о загробном блаженстве для наших близких.

[4] – В Венчании ниспосылаются благодатные дары Свыше на честное супружество и созидается особая духовная общность – семейная церковь.

[5] – Соборование есть Таинство исцеления душевных и телесных недугов, а также напутствия христианина перед отходом в вечность.

Михаил Шполянский, протоиерей

Православие и мир – 30.08.2007.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Таинства Православной Церкви"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru