Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Литургика. Православное богослужение


Ектения. Приглашение к молитве

Если непосредственно, по-детски взирать на богослужебное действо из храма, может показаться, что, несмотря на свое подчиненное положение, диакон занимает отнюдь не менее значимое место, чем священник. Диакон постоянно появляется на солее; диакон совершает каждение; весь ход богослужения регулируется разнообразными диаконскими "сигналами": Востаните! - "Встаньте!", Прóсти! - "Стойте прямо!", Вóнмем! - "Будем внимательны!" и т.п.

В двух словах

Все современные ектении произошли от одного единственного призыва, который и сегодня нередко раздается за богослужением: Господу помолимся! Этими двумя словами диакон приглашает верующих присоединиться к последующей молитве священника. На это приглашение люди отвечают двумя словами: Господи, помилуй! - помогающими настроиться на молитвенный лад.

К подобным немногословным ектениям относится приглашение склонить головы на время специальных молитв священника, которые так и называются "главопреклонными": Главы наша Господеви приклоним! На этот призыв народ отвечает: Тебе, Господи! Или приглашение перед чтением Евангелия на утрени: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим! - "Помолимся также и о том, чтобы нам оказаться достойными слышания святого Евангелия!"

Наконец, перед исповеданием веры на Литургии, диакон призывает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы("чтобы в единомыслии исповедать")... а народ подхватывает: Отца и Сына и Святаго Духа - Троицу единосущную и нераздельную. Последнее приглашение служит также сигналом к началу "целования мира": священнослужители в алтаре, а в древности - и все люди в храме, подходят друг ко другу и со словами Христос посреде нас! - И есть, и будет! целуют друг друга в плечи. Молитва Евхаристии не может начаться без полного примирения каждого друг с другом.

"Миру мир!"

Из этих немногословных приглашений со временем выросли более пространные ектении, состоящие из нескольких - от 3 до 12 и более - прошений. В этих прошениях канонизируются (т. е. "упорядочиваются") темы нашей общей молитвы к Богу применительно к различным моментам службы.

В начальных разделах многих богослужений, например, вечерни, утрени и Литургии, полагается ектения "мирная", называемая так по теме первых трех прошений: Миром ("в умиротворенном состоянии") Господу помолимся! О свышнем ("от Бога подаваемом") мире и спасении душ наших Господу помолимся! О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей (имеются в виду Поместные Православные Церкви) и соединении всех ("единстве всех [христиан]") Господу помолимся!

После этих возвышенных обобщающих прошений следуют более конкретные просьбы: о данном храме и его прихожанах; о церковных властях и всем клире; о гражданских властях и воинстве; о данном городе или деревне, всяком городе и стране и верою живущих в них. Нас призывают молиться даже о благорастворении воздухов (т.е. "о необходимом для хорошего урожая соотношении циклонов и антициклонов"), о изобилии плодов земных и о временех мирных - именно отсюда заимствовано выражение "мирные времена".

Особым прошением молятся о спасении ("сохранении целыми и невредимыми") плавающих, т. е. идущих по морю на кораблях (основной, хотя и весьма опасный вид перемещения в границах Средиземноморской цивилизации), путешествующих, имеется в виду - сухопутно, недугующих ("больных"), страждущих ("испытывающих различные страдания") и плененных ("находящихся в плену" - таковых тоже было немало при нередких военных действиях по границам Империи).

В славянской версии следующего прошения - о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды - для одного греческого слова не нашлось соответствия. В оригинале смысл всего прошения таков: "О том, чтобы нам избавиться от всякого [внутреннего или внешнего] стеснения, [своей или чужой] раздражительности, [любого] риска и [какой бы то ни было] нужды".

К конечным разделам некоторых служб, например, вечерни и утрени, приурочена ектения "просительная", называемая так по окончанию шести ее прошений словами: у Господа просим! - "попросим у Господа!" На этот призыв мы отвечаем: Подай, Господи! При всем разнообразии этих шести прошений в пяти из них снова говорится о мире: мы испрашиваем мирного дня (на утрене) или вечера (на вечерне), мирного ангела-хранителя, мира миру (отсюда-то и происходит знаменитый лозунг борьбы за мир!), мирного остатка жизни, наконец, мирной кончины. Не упоминается мир только в покаянном прошении о прощении и оставлении грехов и прегрешений наших ("снисхождении и [полном] прощении наших грехопадений и недостатков").

Прилежное моление

Но собственно ектенией может называться только последний наиболее распространенный тип ектении - "сугубая". Дело в том, что словом "ектения" (греч. "прилежный") обозначается особый раздел службы - "прилежное (т. е. усиленное) моление" о ниспослании благодатной помощи и милости Божией на самих людей и на их дела. Прошения сугубой ектении - это не столько приглашение к молитве, сколько уже сама молитва. Каждое следующее прошение начинается со слов: еще молимся о... Причем количество прошений на сугубой ектении практически не ограничено: в зависимости от конкретной нужды могут быть дополнительно вставлены прошения о болящих, о путешествующих, об учащихся, о начале всякого доброго дела и т.п. К типу сугубой ектении нужно отнести и прошения на литии, и прошения в чине воздвижения Креста, и молитву на утрени Спаси, Боже, люди Твоя... (совпадает с первым прошением на литии).

Прошения прилежного моления сопровождаются столь же прилежными ответами народа - Господи, помилуй! повторяется 3, 12, 40, 50 и даже 100 раз. Этим выражается наибольшее напряжение молитвенных сил, к которому в наиболее ответственные моменты призывается вся Церковь. Чем усерднее мы участвуем в этом совместном усилии, тем скорее Господь ниспосылает Свои милости на всю Церковь христиан православных и на весь мир Его. Тем скорее мы достигаем благодатного состояния богосыновства, где нет вражды и злобы, а есть забота друг о друге и полное единство в Христовой любви.

Михаил Асмус, иерей

http://www.portal-slovo.ru/theology/45706.php - 23.07.2012.

 

 

Читайте другие публикации раздела "Литургика. Православное богослужение"

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru